Израильский разработчик систем OSS/BSS участвует сразу в нескольких проектах на территории России
В то время как глобальный рынок биллинговых систем и продуктов для поддержки клиентов (Customer Care System) растет в среднем на 5-6% в год, темпы увеличения оборота крупнейшего игрока этого сектора, израильской компании Amdocs, — примерно втрое выше. В нынешнем году Amdocs рассчитывает выйти на уровень продаж 2 млрд долл. Такая динамика достигается не только за счет активного проникновения на перспективные телекоммуникационные рынки развивающихся стран, но и благодаря поглощению более мелких конкурентов.
Алекс Хавкер: «Интересные разработчики в России есть, но чтобы что-то купить, нужно, чтобы кто-то захотел это продать» |
Как сообщил в Москве вице-президент Amdocs Алекс Хавкер, только за июнь 2005 года израильский производитель приобрел две фирмы (китайскую и американскую), в результате чего численность его персонала была доведена до 12 тыс. человек. Почти 10% сотрудников Amdocs — русскоговорящие выходцы из России и других государств СНГ, что, несомненно, способствует успехам компании на российском рынке.
Сегодня Amdocs позиционирует себя преимущественно как разработчик биллинговых систем для разных категорий операторов. Алекс Хавкер подчеркнул: «Мы фокусируемся на комплексном управлении предоставлением услуг и на интеграции функциональных модулей биллинга, CRM, Mediation Device и Order Management. Это позволяет заказчикам получать единую непротиворечивую информацию об абоненте и принимать меры по уменьшению оттока клиентов».
Продуктовая политика Amdocs в полной мере отражает ее интеграционную стратегию. В марте появился коммерческий релиз основного продукта Amdocs 6, совмещающего в себе функционал биллинга и CRM и служащего для единого управления услугами и клиентами. Второй новинкой стала шестая версия модуля Process Manager, предназначенного для описания сценариев бизнес-процессов у операторов связи. Наконец, создана система обработки микроплатежей с поддержкой функций электронного бумажника Commerce Broker.
Для Amdocs отнюдь не случаен выпуск платежного продукта. Если сейчас 90% выручки фирме приносят продажи в телекоммуникационном секторе, а остальные 10% — поставки CRM-систем корпоративного уровня преимущественно банковским учреждениям, то через несколько лет структура глобальных продаж компании должна серьезно измениться. Заказчики из сектора финансовых услуг, по словам Хавкера, могут уровняться по значимости (и объемам закупок) с представителями телекоммуникационного сектора, традиционного для израильского поставщика. Задачи развития данного направления возложены на Майкла Блума, перешедшего в Amdocs из PriceWaterHouse и IBM.
Алекс Хавкер акцентировался на том, что его компания первой среди зарубежных поставщиков биллинговых систем начала работать в России. Сегодня Amdocs имеет долгосрочные контракты с «ВымпелКомом», «МегаФоном» и «Связьинвестом», причем в каждом случае реализуются уникальные по масштабам и сложности проекты. Как известно, поставка комплексной системы биллинга в «ВымпелКом» ознаменовала старт коммерческой деятельности Amdocs в нашей стране. Тогда в сети «Билайна» обслуживались только 3 млн абонентов, но хотя с тех пор абонентская база второго по величине российского сотового оператора выросла в 10 раз, система продолжает исправно решать свои задачи.
Как прокомментировал коммерческий вице-президент Amdocs Яков Кауль, информация обо всех абонентах федеральной сети «Билайн» и предоставляемых им услугах содержится в центральной базе данных. Более того, все приобретаемые оператором региональные компании обязаны интегрировать собственные абонентские БД в единое хранилище данных «ВымпелКома», с которым работает биллинговая система Amdocs. Однако предположение о намечающейся консолидации биллинговой системы казахского оператора «Кар-Тел» с единым центром учета и тарификации «ВымпелКома» Яков Кауль отказался подтвердить или опровергнуть.
Масштабируемость продуктов считается одним из главных козырей израильской компании. Это свойство особенно важно в условиях бурного роста телекоммуникационного рынка и укрупнения его игроков. Последняя тенденция характерна не только для активно развивающегося российского, но и для довольно стабильного американского рынка, где не так давно произошло слияние двух огромных операторов — Cingular и AT&T Wireless. В результате совокупная абонентская база объединенного оператора составила 57 млн подписчиков. В ответ на брошенный рынком вызов Amdocs провела дополнительное нагрузочное тестирования системы биллинга на смешанной аппаратной платформе HP и Sun и объявила, что теперь ее решение сертифицировано для поддержки 65 млн абонентов.
На фоне этих астрономических цифр проект с «МегаФоном» выглядит куда скромнее, но тоже не лишен интересных особенностей и перспектив дальнейшего развития. У третьего в нашей стране сотового оператора внедрена CRM-система, позволившая сократить в несколько раз среднее время обработки клиентских запросов. Вместе с тем этот оператор пока не спешит расставаться с унаследованными биллинговыми системами сторонних производителей, что, конечно же, усложняет поддержку его основных бизнес-процессов.
Не налажено продуктивное взаимодействие Amdocs и с главным игроком отечественного сотового рынка, компанией «Мобильные ТелеСистемы», которая использует систему биллинга российской фирмы CBOSS. На вопрос о том, не намеревается ли руководство Amdocs приобрести кого-либо из отечественных производителей, Алекс Хавкер ответил уклончиво: мол, интересные разработчики в нашей стране есть, но чтобы что-то купить, нужно, чтобы кто-то хотел это продать.
А самым крупным проектом для Amdocs в России на сегодня является инсталляция в семи МРК «Связьинвеста» комплексного решения, поддерживающего управление услугами и клиентами. По словам Кауля, будут задействованы несколько основных продуктов Amdocs, включая конвергентную систему биллинга и Front-end CRM, модули управления заказами и поддержки взаиморасчетов с контент-провайдерами. Генподрядчиком проекта стала корпорация IBM, а израильская компания предоставляет ПО, обеспечивает сервисное обслуживание и технические консультации.
Учитывая структурную и техническую сложность проекта, а также определенный бюрократизм предприятий «Связьинвеста», можно предположить, что внедрение новой системы биллинга и сопутствующей программной «обвязки» растянется на несколько лет. Скорее всего, соответствующие работы завершатся спустя долгое время после приватизации национального телекоммуникационного холдинга страны. И уж наверняка новый владелец «Связьинвеста» попытается подвергнуть ревизии все высокозатратные статьи его бюджета.
Приобретения amdoc
Китайский производитель систем биллинга Longshine был куплен Amdocs с единственной целью — прийти в Поднебесную и закрепиться там, ведь по местным законам иностранные производители могут развивать свой бизнес только как СП или официально зарегистрированные на территории Китая дочерние предприятия. До поглощения Longshine уже работал с тремя из четырех основных операторов связи Китая, а его решения обслуживали 120 млн конечных подписчиков. Американская фирма DST Innovis специализировалась на выпуске систем для тарификации широкополосных сервисов, которые были установлены у провайдеров, имевших в сумме 34 млн абонентов. У Amdocs не было собственных решений в области широкополосного доступа, поэтому аналитики порекомендовали ее руководству купить готовую компанию, действующую в данном секторе телекоммуникационного рынка.