, и некоторые эксперты были вынуждены признать свою беспомощность в определении сути таких терминов, как «телефон» и «оператор связи».
Параллели и ассоциации
Руководитель правового департамента Мининформсвязи Михаил Якушев сообщил, что в течение последнего года в Женеве под патронажем генерального секретаря ООН активно трудилась рабочая группа по развитию Internet. Ее члены намеревались сформулировать современное определение Internet и разработать способы управления данным явлением. Недавно опубликованный итоговый доклад международных экспертов содержит следующий вывод: предмет обсуждения не требует специального определения, как не требует оного водопровод или электрическая лампочка.
С трибуны АДЭ подчиненным Кофи Аннана заочно оппонировал руководитель департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ Виталий Слизень. Он считает, что при отсутствии определения предмета регулирования дальнейшие усилия по управлению им теряют всякий смысл. Необходимо хотя бы выявить границы рынка Internet-услуг, чтобы создать условия для эффективного взаимодействия его участников с игроками смежных рынков. «В противном случае водопровод придет в негодность, и по улицам станет плавать нечто такое, что действительно не нуждается в определениях», — съязвил Слизень.
Его ассоциации скорректировал руководитель Управления специальных технических мероприятий МВД РФ Бориса Мирошникова. «В отношении Internet существует больше оснований для проведения параллелей с системой канализации, нежели с водопроводом», — заявил он. Правоохранительные органы рассматривают Всемирную паутину, с одной стороны, как среду, благоприятную для криминальной деятельности, а с другой, как объект противоправных действий. «С помощью Internet сегодня совершаются тысячи злодеяний, таких как торговля оружием, распространение наркотиков, работорговля, терроризм. Добропорядочные пользователи Сети подвергаются нападениям хакеров, спамеров и распространителей компьютерных вирусов. Поэтому не нужно пугаться регулирования использования Internet, тем более что общество уже просит об этом», — подчеркнул Мирошников.
Свидетели сдвига
Генеральный директор компании CTI Игорь Масленников заявил, что «Internet понятен ему интуитивно, но вопросы все равно остаются». Например, неясно, является ли Internet всемирным набором Web-страничек или файлообменной сетью, глобальными рекламной площадкой, биржей, супермаркетом или агентством новостей, представляет собой огромную библиотеку, книжный магазин или средство доступа к корпоративным информационным ресурсам. Наконец, Internet можно воспринимать как полную замену традиционным телефонным сетям.
Не найдя однозначного определения, Масленников выразил уверенность в том, что мы являемся свидетелями зарождения новой технологической эпохи и революционного сдвига парадигмы в индустрии телекоммуникаций. Такой сдвиг обусловлен переходом от традиционных телефонных сетей с коммутацией каналов к сетям пакетной коммутации на базе IP-технологий. Всего несколько лет назад диапазон предоставляемых услуг связи был довольно ограниченным, для каждой из них использовалась своя сеть (TDM, X.25, Frame Relay, TV и др.), а клиентам обычно был доступен сервис только одного оператора. Теперь наступает время, когда в рамках «глобальной IP-связности» тысячи операторов по всему миру смогут обеспечивать широчайший набор услуг в любой точке земного шара. «Это ли не сдвиг парадигмы?» — задался вопросом Масленников.
Он сообщил, что затрудняется дать определение телефонному аппарату. Генеральный директор CTI хорошо помнит, каким был телефон в 1985 году, но теперь под этим понятием подразумеваются несколько совершенно разных средств связи — телефон «обычный», мобильный, спутниковый, IP- и так далее. «А что такое — сегодняшний оператор связи?» — продолжил докладчик. Если «Ростелеком» является оператором, то как классифицировать «Зебру Телеком», «Яндекс», «Комкор-ТВ», МТС, Equant, Skype и многие другие фирмы, чья деятельность уже не вписывается в каноны устаревшей парадигмы? Под занавес Масленников озадачил аудиторию очередным вопросом: «Так что же такое Internet?». Ответа не последовало.
Старший вице-президент компании «ТрансТелеКом» Алексей Рокотян идейно поддержал «ключевого свидетеля» сдвига парадигмы. Оценив изменения в телекоммуникациях, которые произошли за последние десятилетия, он заявил о неизбежности пересмотра моделей взаимоотношений между российскими операторами связи и модернизации взаимодействия операторов с клиентами и регулирующими органами. По мнению Рокотяна, основной вектор перемен направлен на отделение сервисов связи от транспортной инфраструктуры. «Речь идет о формировании отдельного класса сервис-провайдеров, не имеющих собственной телекоммуникационной платформы, но предоставляющих услуги клиентам операторов связи», — подчеркнул докладчик.
Неумолимые факты
Старший консультант агентства «ИКС-консалтинг» Татьяна Толмачева сообщила, что смена парадигмы в телекоммуникациях подтверждена цифрами и фактами, а традиционная модель бизнеса уже неконкурентоспособна. В частности, за последние три года наблюдается снижение основных показателей потребления услуг «Ростелекома» конечными пользователями. В 2004 году объем проходящего через его сети междугороднего трафика сократился на 2%, международного — на 9%, а соответствующие доходы компании упали на 2% (общий доход оператора составил около 630 млн долл.). По данным «ИКС-консалтинг», рынок перераспределяется при активном участии более 600 российских провайдеров IP-телефонии. В 2004 году они пропустили через себя 3,9 млрд мин трафика дальней связи на сумму 170 млн долл. (для сравнения: емкость рынка IP-телефонии США составила в том же году 320 млн долл.). Доля российского VoIP-трафика в суммарном исходящем междугородном и международном (МГМН) трафике составила 13% в минутах и 8,6% — в денежном выражении.
Что ж, статистика действительно свидетельствует о некоторых изменениях в отечественной отрасли связи. Но правомерно ли называть их революционными? Многого ли «стоят» заработанные IP-телефонистами 170 млн долл. на фоне 18,2 млрд долл. совокупной емкости телекоммуникационного рынка России? По данным того же агентства «ИКС-консалтинг», с 2002 доля VoIP-трафика в суммарном объеме исходящего платного трафика МГМН застыла на уровне 12-13%, поскольку поток телефонных вызовов по сетям традиционных операторов также стремительно увеличивается.
В дискуссии о преимуществах IP-технологий экспертами сломано бессчетное число копий, а журналистами исписаны тонны чернил, но индустрия электросвязи только присматривается к возможностям Internet-протокола. Подтверждением этого тезиса служит яростная полемика, разгоревшаяся в ходе конференции АДЭ. Представляется очевидным, что если сдвиг парадигмы на российском рынке телекоммуникаций все же «имеет место быть», то его величина пока исчисляется «сантиметрами» — конечно, если не брать в расчет происходящее в головах некоторых специалистов по маркетингу.