В простейших операциях выдачи наличных и погашения кредитной задолженности при помощи пластиковых банковских карт задействуются ряд сложнейших приложений, в том числе специализированные банковские системы, средства защиты транзакций и их передачи по сети
Обеспечить скоординированную работу таких систем весьма непросто: для этого необходимы специфические интеграционные решения. Опыт их применения обсуждался в ходе практического семинара, организованного Progress Technologies — официальным дистрибьютором продуктов Sonic Software в России.
Эволюция подходов
Один из традиционных подходов к интеграции приложений основан, в частности, на обычной передаче файлов, генерируемых разными приложениями обмена информацией. При другом подходе, состоящем в использовании разделяемых баз данных, приложения извлекают и сохраняют данные в дискретных хранилищах информации посредством удаленных локальных клиентов. Кроме того, известен метод удаленного вызова процедур (RPC/RMI): приложения через открытые интерфейсы вызывают удаленные процедуры, методы или функции в других приложениях. Но в наиболее эффективных разработках, говорит генеральный директор Progress Technologies Юрий Гусев, для отправки и получения информации приложения взаимодействуют через системы обмена сообщениями.
Первоначально решения на основе метода обмена сообщениями использовали так называемое слабое связывание (Loosely coupling) независимых приложений посредством ПО промежуточного уровня Messaging Oriented Middleware (MOM). В них были реализованы индустриальные стандарты JMS (Java Message Service), MDB (Message Driven Beans) от Sun, XML (eXtensible Markup Language), SOAP и другие. Дальнейшее развитие таких решений связано с популяризацией сервисно-ориентированной архитектуры SOA, которая рассматривает каждое приложение как набор сервисов. Чаще всего это бизнес-ориентированные сервисы, взаимодействующие с помощью относительно небольшого количества весьма сложных сообщений. Идея SOA состоит в том, что даже единственное приложение, имеющее модульную структуру, реализует принцип межмодульного взаимодействия посредством вызовов соответствующих сервисов внутри себя. «По мнению многих аналитиков, к 2008 году большинство предприятий будут применять решения на базе SOA», — отметил Гусев.
Флагманским продуктом Sonic Software, концептуально соответствующим SOA, является интеграционная сервисная шина промышленного класса ESB. Она действует как промежуточный слой связующего ПО, благодаря которому набор бизнес-сервисов многократного использования становится широко доступным. ESB построена с применением XML для представления сообщений, интерфейсов Web-сервисов, описания событий, тем/очередей JMS и других доступных по сети сервисов соединения приложений (как унаследованных, так и новых). Сообщения могут трансформироваться, маршрутизироваться, дуплицироваться, обогащаться, фильтроваться и т.д. с помощью интеллектуальных сервисов обмена сообщениями независимо от типа отправителя или получателя. Причем для XML-сообщений (включая SOAP) названные процедуры могут конфигурироваться при помощи технологий Xpath, XSLT или Xquery без традиционного программирования.
Набор продуктов Sonic SOA Suite включает в себя систему обмена сообщениями Sonic MQ. Она базируется на стандартах JMS 1.1 и J2EE и использует фирменную архитектуру динамической маршрутизации Dynamic Routing Architecture. Последняя обеспечивает высокую пропускную способность, регулировку нагрузки, кластеризацию и оптимизацию управления потоками данных. Все это позволяет заказчику интерактивно добавлять новые кластеры с нулевым воздействием на существующие приложения, упрощает конфигурирование и управление приложениями через сеть. Вдобавок Sonic MQ задействует технологию непрерывной доступности Continuous Availability Architecture (CAA), с помощью которой реализуется репликация серверов в реальном времени и репликация всех ключевых сообщений, относящихся к описанию событий (в том числе транзакций). Благодаря CAA сроки восстановления системы после сбоя сокращаются до нескольких секунд.
Система Sonic MQ содержит мощные средства обеспечения безопасности. Так, для шифрования канала на транспортном уровне используется механизм RSA B-Safe (для SSL-кодировки), позволяющий осуществлять 168-битную кодировку трафика. Пользователи аутентифицируются с применением паролей и цифровых сертификатов.
Практический опыт
Продукты Sonic Software успешно используются в нашей стране. Например, «Внешторгбанк24» (ВТБ24) задействует множество программных приложений, таких как интегрированная банковская система на основе СУБД Progress «БИСквит», система «Телебанк», BW-4, «Клиент-банк on-line» и др. Их взаимодействие осуществляется при помощи решения Sonic MQ и разработанного специалистами банка программного модуля «XML-адаптер». Задача последнего — определить сервисы «БИСквита», доступные через XML-запросы, и обеспечить многоступенчатые транзакции во всех филиалах, поскольку изначально архитектура решения Sonic MQ предусматривает синхронность запросов ко всем приложениям. Взаимодействие разных компонентов в рамках ИТ-инфраструктуры ВТБ24 являет собой пример интеграции по принципу «точка-точка». В таких случаях каждое приложение должно само «знать», куда и что посылать.
«Однако в реальности получается, что все пути передачи информации известны только системному администратору банка, и если он вдруг уволится, работа финансового учреждения окажется под угрозой», — отмечает руководитель проектов интеграции приложений ВТБ24 Владимир Крылов. Поэтому систему необходимо дополнить промышленной шиной, которая станет автоматически маршрутизировать сообщения по нужному адресу на основании анализа их содержимого. Кроме того, подключение к шине каждого приложения должно быть стандартизировано. Перечисленным требованиям удовлетворяет решение Sonic ESB, внедрение которого рассматривается в банке как следующий шаг к интеграции имеющихся систем.
Среди клиентов Sonic Software числятся не только финансовые учреждения, но и такие компании, как Orange, Vodafone, TeliaSonera и Lucent Technologies. «В телекоммуникационной индустрии и финансовой сфере требования к интеграционным решениям весьма схожи», — говорит Юрий Гусев. Для бизнеса операторов связи также характерны большие объемы транзакций, высокие требования к надежности и доступности систем. Поэтому одним из основных для Sonic Software зарубежных рынков является телекоммуникационная индустрия. «На отечественном рынке связи фирма пока не имеет клиентов, но планирует активно развивать данное направление бизнеса во взаимодействии с местными системными интеграторами», — сообщил генеральный директор Progress Technologies.
Кто есть кто
Sonic Software входит в состав корпорации Progress Software с 1999 года как независимая операционная компания. В ее штате — более 500 сотрудников. Продуктами Sonic Software пользуются Citibank, Bank of America, Deutsche Bank, JP Morgan Chaise, Telekurs Finance и многие другие финансовые учреждения. Фирма имеет представительства в 49 странах, а в 65 государствах ее технологии продвигаются дистрибьюторами.
С 1 марта 2005 года специализированным дистрибьютором Progress Software в России и СНГ является Progress Technologies. Эта фирма создана на основе департамента Progress СНГ компании CSBI — прежнего дистрибьютора продуктов Progress Software, который решил сконцентрироваться на решениях для финансовых институтов.