Идея транзита международного трафика из Европы в Азию кратчайшим путем, то есть по территории России, не первый год будоражит умы отечественных связистов

Международный транзит — поистине неиссякаемый источник доходов, но «пробраться» к нему сейчас могут только два российских оператора. Это «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» (ТТК), располагающие собственной инфраструктурой оптических линий связи в национальном масштабе. Агентство Pyramid Research оценивает ежегодный объем рынка транзита трафика между Европой и Азией примерно в 500 млн долл., из которых 300 млн долл. компании затрачивают на передачу данных по IP.

Андрей Семин-Вадов cчитает, что срок окупаемости проекта создания национальной DWDM-сети составит примерно пять лет

Чтобы успешно претендовать на столь лакомый кусок рыночного пирога, российским операторам необходимо удовлетворять двум главным условиям. Во-первых, их магистральная сеть должна иметь большой запас пропускной способности. Во-вторых, на всем протяжении этой сети должно обеспечиваться резервирование каналов и узлового оборудования, поскольку надежность предоставления сервисов — ничуть не менее важный критерий, чем скорость передачи.

«Ростелеком» первым проложил сеть с оптическим уплотнением каналов по длинам волн (DWDM) от западной до восточной границы нашей страны, а ТТК стал первым оператором, обеспечившим на всей протяженности транзитной магистрали географическое резервирование каналов. После окончания строительства (в ноябре текущего года) участка сети длиной около 6 тыс. км (от железнодорожной станции Входная Омской области до станции Карымская Читинской области) и сдачи его приемочной комиссии Россвязьнадзора общая протяженность введенных в строй DWDM-магистралей достигла 18 925 км.

Начало пути

Началом перевода единой магистральной сети «ТрансТелеКома» с технологии SDH на DWDM можно считать 2003 год, когда был принят системный проект развития связи федерального железнодорожного транспорта. В апреле 2004 года оператор объявил тендер среди поставщиков оборудования DWDM, а в июле подвел его итоги. На последнем этапе конкурса рассматривались предложения от компаний Lucent, NEC и Huawei; китайский поставщик был признан победителем в силу более выгодных инвестиционно-финансовых условий. Спустя всего пять месяцев (в декабре 2004 года) был введен в эксплуатацию пилотный участок будущей сети, связавший Каменогорск, Санкт-Петербург и Москву.

Сейчас ТТК уже реализовал три из семи этапов, предусмотренных генеральным планом строительства магистральной сети на базе DWDM. Первый этап подразумевал строительство самого длинного участка (длиной 8 тыс. км) — от уже упомянутого Каменогорска Ленинградской области до Забайкальска на границе с Китаем. На этом участке был смонтирован 101 узел оптической передачи (мультиплексоры и усилители). Вторым этапом стало создание географически резервного пути на участке от Выборга до Омска. Его длина составила 4 тыс. км; потребовалась установка 52 приемо-передающих и усиливающих станций. На третьем этапе, завершившемся буквально неделю назад, Омск, Тынду и Читу связал резервный маршрут протяженностью свыше 6 тыс. км. На этом отрезке установили 70 узлов оптической сети.

Следующие «станции»

Построенная сеть с оптическим уплотнением каналов в своей нынешней конфигурации обеспечивает передачу на каждом участке до четырех длин волн по одному волокну. Таким образом, она позволяет организовать четыре канала с пропускной способностью 10 Гбит/c каждый. На четвертом этапе строительства DWDM-сети ТТК предусмотрено увеличить емкость магистрали на отдельных участках за счет введения пятой волны оптической передачи. Дополнительные 10 Гбит/c будут целиком задействованы под пакетные сервисы MPLS-VPN. На технологию IP-MPLS в ближайшее время начнут переводить и сеть передачи данных РАО РЖД. Всего же с помощью установленного в сети оборудования можно организовать до 40 каналов передачи с общей пропускной способностью 400 Гбит/c без прерывания сервисов.

Пятый этап должен связать в единую оптическую петлю Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону, Волгоград и Самару. На этом отрезке длиной «всего» 3,5 тыс. км планируется установить 69 мультиплексоров и усилителей. Сдача его приемочной комиссии намечена на февраль 2006 года. Шестой и седьмой этапы будут осуществляться на Дальнем Востоке. Дальневосточная петля необходима, чтобы формально закончить создание общенациональной инфраструктуры DWDM, но вряд ли ее ввод в эксплуатацию серьезно скажется на бизнесе ТТК и объемах циркулирующего по сети трафика.

Первый вице-президент «ТрансТелеКома» по развитию бизнеса Николай Диденко подчеркнул, что теперь его компания готова к обслуживанию международных клиентов и борьбе за рынок транзита. Технические характеристики установленного DWDM-оборудования таковы, что переключение на резервный маршрут при потере сигнала на основном составляет 38 мс. Столь короткое время переключения гарантирует непрерывность предоставления сервисов, в том числе «чувствительных» к задержкам и потерям пакетов.

К подключениям готов

В проект модернизации магистральной цифровой сети «ТрансТелеКома» (перевода ее с SDH на DWDM) вложено порядка 50 млн долл. Поскольку рынок услуг транзита между Европой и Азией по территории России только начинает формироваться, старший вице-президент ТТК по коммерческой политике Андрей Семин-Вадов оценивает срок окупаемости инвестиций примерно в пять лет.

Все необходимые разрешения для деятельности в области международного транзита уже имеются в портфеле ТТК. По словам топ-менеджеров компании, для этого требуются только две лицензии — на предоставление каналов связи в аренду и на оказание услуг передачи данных. А сами лицензионные условия, связанные с международным транзитом трафика, гораздо «мягче», чем условия оказания услуг междугородней и международной телефонной связи.

Первыми транснациональными клиентами ТТК уже стали финская корпорация Nokia и британский оператор Cable&Wireless. До Нового года Николай Диденко пообещал назвать имя третьего клиента компании, который по объему потребляемых услуг превосходит двух предыдущих.