Для пользователей телекоммуникационных услуг проблема изучения технологий уходит в прошлое: скоро вместо разномастных протоколов и стандартов, звучных сокращений и разноплановых подходов им останется единая точка доступа к самым разным услугам

Потребитель не обязан будет знать, каким образом он получает запрашиваемые контент и услуги. Основными мерилами эффективности будущих интегрированных сетей станут скорость передачи данных и удобство доступа.

Мечты сбываются

Полгода назад сотовые операторы начали внедрять принцип тарифного калькулятора: голос, короткие сообщения, передача данные и дополнительные сервисы оплачиваются абонентом с помощью единого счета. Следующий шаг — объединить технологии доступа, используемые любыми коммерческими провайдерами на рынке связи. Основная задача этих преобразований заключается в том, чтобы создать модель потребительской «корзины» услуг. Конечный абонент сможет набирать в нее нужные услуги, не задумываясь о способах доступа и технологиях подключения.

Как Отмечает Колин Хортон из Lucent, большинство сервисов будут доставляться абонентам по беспроводным каналам связи

Как отмечает Колин Хортон, менеджер по развитию бизнеса Network Solutions Group компании Lucent Technologies, большинству современных абонентов необходимы доступные повсеместно и в любое время сервисы, соответствующие их образу жизни и бизнес-потребностям. Эти сервисы будут доставляться преимущественно по беспроводным каналам связи, что позволит сочетать должную мобильность, приемлемую скорость передачи данных и компактность персональных устройств обработки информации (функционально достаточных смартфонов, мобильных телефонов и КПК).

Конвергенция технологий и услуг предполагает, что пользователь получает единый счет и оплачивает по нему услуги сотовой и фиксированной телефонии, роуминг и доступ к Internet. Данные от серверов услуг передаются к нему в зависимости от наиболее удобного способа приема информации в каждой конкретной точке подключения. В этом и состоит суть «бесшовной» эстафетной передачи услуг, в рамках которой управляющая система выбирает самую удобную технологию доступа автоматически, без дополнительного опроса пользователя. Соответственно, необходимые технические настройки загружаются мобильными устройствами в автоматическом режиме.

Достичь такого результата можно за счет применения интегрированных сервисов передачи данных, наличия интуитивно понятного и, главное, единого для разных типов мобильных устройств интерфейса. Необходимы простые средства навигации (скажем, по html-ссылкам) и предельно понятная индикация возникающих событий, в том числе визуализация статуса доступности членов рабочей группы, графические значки присутствия абонента в сети и т.д.

Эксперты предсказывают дальнейшую специализацию участников телекоммуникационного рынка по профилирующим видам деятельности. Все нынешние игроки постепенно разделятся на операторов, строящих каналы связи для последующей сдачи в аренду, провайдеров сетей доступа и сервисные компании, обслуживающие конечных пользователей согласно индивидуальному профилю потребления услуг.

Претерпевает глобальные изменения и концепция цифровизации жилых домов и офисов. Если несколько лет назад основой коммуникаций в них был универсальный пульт управления, то теперь эта роль отводиться смартфону или КПК, обеспечивающим возможность загрузки больших объемов информации. В радиусе до 30 м (то есть внутри здания) управляющие воздействия (команды) станут пересылаться с помощью Bluetooth и Wi-Fi, а при дальности свыше 100 м — по сетям EDGE и WiMAX. Таким образом, мобильный телефон, действующий в сетях GSM, CDMA и WLAN, превращается в функциональный аналог офисной системы управления, персонального удостоверения личности, расширенной карты памяти (с обязательным шифрованием данных) и навигатора по местности (для этого применяются два принципиально разных метода — LBS и GPS).

Обычные проводные телефоны, а также DSL/кабельные модемы будут подключаться к операторской сети NGN по протоколу IP. Так что все многообразие взаимодействия операторских сервисов и клиентских устройств будет поддерживаться совершенно разными технологиями и стандартами, о работе которых пользователю не нужно что-либо знать. Все его заботы сведутся к активации конкретного устройства, отсылке запросов на сервер и правильной интерпретации получаемых ответов.

Переход к NGN

Производители сетевого оборудования признают, что рынок решений для NGN близок к «точке кипения». Оригинальные IMS-платформы есть в портфеле каждого крупного поставщика мобильной инфраструктуры, причем такие решения сохраняют статус наиболее передовых, перспективных разработок. Их востребованность очевидна уже сегодня, ведь пакетное предложение сервисов помогает оператору сохранять лояльность абонентов. По мнению специалистов Lucent, той же цели служит организация единой точки доступа, с помощью которой пользователю предоставляется возможность управлять целым блоком персональных сервисов — контактами, деловым расписанием, электронной почтой, доступом к информационным каталогам и мультимедийными приложениями.

Однако пока это — лишь концептуальная модель предоставления сервисов. На самом деле, отечественные операторы постепенно переходят к архитектуре NGN, руководствуясь необходимостью развертывания определенного набора перспективных услуг, которые они хотели бы предлагать клиентам. Именно под этот набор и «затачивается» весь комплекс технологий и протоколов. Кроме того, операторы полагаются на прогнозы аналитиков относительно того, какие протоколы и сервисы станут ключевыми на рынке спустя несколько лет.

Надо сказать, в развитии NGN-сетей планирование инфраструктуры играет решающую роль. Если кабельные каналы можно, в крайнем случае, «переложить», а радиоканалы — перенастроить, то целую гамму разнокалиберных технических решений, действующих как единое целое, запросто не изменишь. Стоимость же внедрения новой платформы и ее стыковки с действующей может оказаться чрезмерной. Поэтому операторы и интеграторы предъявляют ряд весьма жестких требований к производителям оборудования IMS. Понятно, что все требования конкретного оператора не может выполнить никто, а потому оцениваются лишь наиболее значимые характеристики решений.

Известность — не лучшее средство

Для примера рассмотрим проект компании «Комстар Объединенные Телесистемы», подразумевавший построение NGN-сети в Москве. При организации опытной зоны было установлено оборудование Cisco, Juniper и Riverstone Networks, но победил наименее титулованный вендор. Как отмечают специалисты «Комстара», если бы на начальном этапе оператор остановил свой выбор на оборудовании другого вендора и построил сеть на основе его рекомендаций, сегодня этот проект оказался бы ограниченным в возможностях развития.

Казалось бы, нетипичная для рынка ситуация, но только на первый взгляд. Дело в том, что относительно небольшие производители лучше чувствуют самые свежие веяния в сфере технологических инноваций. Крупные вендоры, как правило, задерживаются на старте и ждут, пока вызреет тот или иной рыночный сегмент. Таким образом, сегодня для операторов важнее собственная оценка перспектив развития отрасли, чем мнение даже самого авторитетного производителя (которое, к тому же, имеет обыкновение меняться).

Для внедрения мультисервисных услуг (VoIP, IP Centrex, UM, IM, IVR, контакт-центра на базе IP и др.) поверх транспортной инфраструктуры NGN «Комстар» выбрал две довольно молодые фирмы — Mera Netwоrks и Broadworks. Отрадно, что первая из них является отечественным производителем. Mera стала поставщиком транзитного узла коммутации на базе SIP (MVTS) и пограничных контроллеров сессий, а Broadworks — поставщиком платформы интерактивных видеосервисов. В стадии проработки находятся услуги передачи телевизионного сигнала по протоколу IP, включая видео по запросу. Что же касается параметров надежности пакетной сети NGN, практика ее эксплуатации в 2004 году показала, что они — не хуже, чем у традиционной кабельной инфраструктуры на базе TDM.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор


Радужные перспективы IMS

Агентство IDC прогнозирует, что рынок IMS-платформ составит в 2010 году 14,4 млрд долл. Проникновение в операторскую среду мультимедийной подсистемы IP (IMS) приведет к преобразованию архитектуры телекоммуникационных сетей. Внедрение IMS значительно ускорит конвергенцию фиксированных и мобильных сервисов. По данным соответствующего исследования IDC, поставщики сетевого оборудования и вендоры ИТ-решений будут активно использовать потребности операторов в конвергенции сервисов и за счет этого доведут объем сегмента IMS-решений до весьма впечатляющего уровня.

Динамика перехода на архитектуру IMS будет сильно различаться по регионам. Для интенсификации развертывания подобных решений потребуются совместные стратегические программы поставщиков сетевого оборудования, системных интеграторов и провайдеров ИТ-услуг. Вместе с тем аналитики подчеркивают, что мультимедийная подсистема IP функционально отличается от технологии сетей следующего поколения (NGN) и других нововведений вендоров, направленных на модернизацию операторской инфраструктуры. IMS — это важное понятие, которое должно постепенно завоевать умы специалистов всей отрасли.