Продажи ИБП потребительского класса в мире растут быстрее, чем поставки тяжелых решений для защиты электропитания
В России ведущие рыночные игроки концентрируют усилия на более доходном корпоративном сегменте, где востребованы мощные системы. Тем временем агрессивные вендоры из Азии вкупе с рядом местных поставщиков атаковали признанных лидеров с флангов и прочно закрепились в секторе ИБП массового спроса.
Глобальный контекст
По данным IDC, в 2004 году совокупный объем мирового рынка систем защиты электропитания составил 13,5 млрд долл. Из них 650 млн долл. приходятся на продажи ПО, 1 млрд долл. — на сервисы, а 11,8 млрд — на поставки оборудования. В приведенных данных учитываются не только ИБП, но и другие компоненты систем бесперебойного электроснабжения, в том числе системы распределения питания, прецизионного охлаждения и сопутствующие инфраструктурные элементы.
Ряд аналитических агентств рассматривают рынок ИБП как самостоятельный сегмент игрового поля. По данным Frost&Sullivan, в 2004 году мировой объем рынка ИБП составил 6 млрд долл., из которых 3,33 млрд долл. приходятся на системы мощностью до 10 кВА, а 1,45 млрд долл. — на продукты тяжелого класса мощностью более 10 кВА. Объем сервисных услуг, утверждает Frost&Sullivan, составил в прошлом году 1,23 млрд долл. По прогнозам того же агентства, к 2008 году суммарный объем поставок ИБП и сопутствующих услуг увеличится на 25%, достигнув 7,6 млрд долл. При этом наиболее динамичное развитие рынка ожидается в двух секторах — однофазных источников бесперебойного питания (ориентированных преимущественно на рынок SOHO) и технического сервиса.
Среднегодовые темпы прироста глобального рынка ИБП с 2005 по 2008 год прогнозируются на уровне 6%. По итогам прошлого года почти половину мирового рынка (56,6%) делили между собой пять основных брэндов: APC (21,4% совокупного объема продаж), Powerware (10,9%), MGE UPS Systems (10,7%), Liebert (9,1%) и Chloride (4,5%). Примерно такая же картина наблюдалась на европейском рынке: на долю APC приходились 31,1% рынка, Powerware контролировал 12,8% продаж, а MGE и Chloride — 12,1и 7,6% соответственно.
Национальный колорит
Российский рынок ИБП, в отличие от мирового, растет гораздо быстрее — примерно на 11% в денежном выражении и на 12,3% в единицах изделий. Его объем в 2004 году прогнозировался на уровне 220 млн долл. а количество проданных изделий должно было составить примерно 400 тыс. штук (по сведениям Frost&Sullivan). Этот прогноз, однако, расходится с фактическими данными исследовательской фирмы IT-Research, которая утверждает, что в прошлом году на российском рынке ИБП продано более 1,5 млн устройств. Причем IT-Research зафиксировала уверенный рост бизнеса поставщиков во всех рыночных сегментах.
В I квартале 2005 года в России продано свыше 397 тыс. устройств, а в денежном выражении объем поставок составил почти 55 млн долл. Показатели аналогичного периода 2004 года превышены на 29 и 19% соответственно. Побиты показатели темпов роста предыдущих отчетных периодов, но уменьшение средневзвешенной стоимости ИБП указывает на структурный сдвиг рынка в сторону увеличения доли самых легких и дешевых ИБП.
В отличие от давно сложившегося зарубежного рынка систем бесперебойного питания, в России расстановка сил имеет совершенно иной расклад. Здесь традиционный рейтинг ведущих игроков «разбавлен» брэндами, влияние которых в Европе или Америке практически не отслеживается. Речь идет о чрезвычайно агрессивных азиатских и некоторых отечественных поставщиках ИБП, добившихся заметных успехов в потребительском секторе систем защиты электропитания. Впрочем, как и во всем мире, компания APC удерживает в нашей стране безусловное лидерство, а ее доля в совокупном объеме продаж ИБП превышает 60%. В 2004 году APC усилила свои позиции, заметно опередив тайваньского вендора Powercom, завоевавшего второе место по размеру оборота в России, как утверждает IT-Research.
В пятерку лидеров российского рынка (по размеру оборота) входят также Eaton (торговая марка Powerware), Ippon и PowerMan. В сегменте «тяжелых» решений наряду с APC в России традиционно сильны позиции Chloride, Powerware, GE DE, Liebert, MGE UPS Systems и NeuHaus. Вместе с тем рейтинги отдельных игроков от квартала к кварталу претерпевают значительные изменения. Поскольку совокупный объем продаж ИБП в России относительно невелик, осуществление двух-трех крупных сделок может временно вывести в лидеры как середняков, так и аутсайдеров рынка.
Существенное превалирование в продажах систем малой мощности над поставками оборудования тяжелого класса — еще одна характерная черта российского рынка источников питания. Если в мире поставки систем малой и средней мощности превышают продажи тяжелых решений лишь в 2,3 раза, то в России доход от продаж малых систем почти на порядок превышает выручку от реализации мощных решений. Если снова обратиться к исследованиям IT-Research, на конец 2004 года количество предлагаемых отечественным пользователям небольших однофазных ИБП составляло более 110 моделей (446 модификаций разной мощности).
Конкуренция в этом сегменте чрезвычайно высока, а возможности его развития ограничены, поскольку россияне недооценивают необходимость защиты электропитания цифрового оборудования. В противном случае сегмент «средних» (3-10 кВА) и «тяжелых» (от 10 кВА) систем, на взгляд аналитиков, мог бы оказаться более привлекательным. С учетом стремительного развития телекоммуникационной сферы и процесса обновления промышленной инфраструктуры данная область должна развиваться более высокими темпами, чем сегмент малых систем. Тогда Россия приблизится к среднемировому соотношению объемов продаж ИБП большой и малой мощности. Но динамика этого процесса во многом определяется не объективными факторами, а маркетинговой стратегией известных зарубежных игроков и их российских визави.
Российские марки
По крайней мере четыре российские компании, NeuHaus, «ИНЭЛТ», «Ниеншанц» и Merlion, поставляют на отечественный рынок под собственными торговыми марками источники питания, которые сконструированы на базе зарубежных технологий.
Например, NeuHaus разрабатывает и выпускает ИБП под своей торговой маркой с 1997 года. Производство малых систем NeuHaus размещено на китайских предприятиях, а выпуск источников мощностью более 10 кВА осуществляется в Италии. К середине 2000 года компания располагала серией ИБП Integra мощностью от 4 до 10 кВА. Серия NeuHaus PowerSystem, появившаяся почти одновременно с Integra, включала в себя агрегаты более высокой мощности — от 8 до 120 кВА. А в 2002 году ассортимент пополнился системами мощностью до 600 кВА.
В свою очередь, «ИНЭЛТ» уже несколько лет осуществляет сборку мощных систем бесперебойного питания из комплектующих Chloride на собственной производственной базе. Некоторые продуктовые линейки выпускаются на китайских и тайваньских заводах. На нашем рынке изделия «ИНЭЛТ» известны под одноименной торговой маркой.
Бессмысленно искать в зарубежном сегменте Internet Web-представительства компаний Ippon и PowerMan — их просто не существует. В 2001 году петербургская фирма «Ниеншанц» зарегистрировала в России торговую марку PowerMan, а производство самих ИБП (мощностью от 400 ВА до 2 кВА) разместила на одном из тайваньских заводов. Годом позже крупнейший ИТ-холдинг Merlion организовал поставки в нашу страну ИБП под торговой маркой Ippon (их выпуск осуществляется на китайских фабриках группы Centralion Industrial). Всего за два-три года брэнды Ippon и PowerMan завоевали достойное место «под солнцем» бесперебойного электропитания.
По данным IT-Research на начало 2005 года, владельцы торговых марок NeuHaus, «ИНЭЛТ», Ippon и PowerMan контролировали 23,4% совокупной выручки от поставок ИБП российским заказчикам. Только Ippon заработала в первом полугодии 2005 года 8,53 млн долл., продав почти 160 тыс. линейно-интерактивных источников. Очевидно, что эти производители продолжат вносить существенные коррективы в национальный колорит российского рынка, а их влияние в сегменте массового спроса будет лишь усиливаться.
Зарубежная доминанта
Большинство зарубежных производителей систем бесперебойного питания в представлении, что называется, не нуждаются. Тем не менее мы считаем нужным несколько подробнее остановиться на их истории развития и нынешней стратегии бизнеса.
APC
Признанный лидер отрасли корпорация American Power Conversion (APC) основана в марте 1981 года тремя инженерами-электротехниками из Массачусетского технологического института. В то время они занимались исследованиями и разработками в области солнечной энергетики. Когда через несколько лет государственное финансирование этого направления стало иссякать, APC переориентировалась на вопросы защиты питания.
В 1984 году появился ее первый ИБП, а сегодня APC входит в список крупнейших компаний Fortune 1000. В ней работают более 5 тыс. сотрудников. Штаб-квартира APC находится в Вест-Кингстоне (Род-Айленд, США). Фирма выпускает широкий спектр решений для защиты электропитания. В нем можно выделить три основные продуктовые линейки, нацеленные на различные сегменты рынка: потребительские решения (устройства для защиты питания бытовой электроники, абонентских средств беспроводной связи, телефонии, ПК и др.), Mid-market (системы защиты для офисной техники) и Enterprise (решения для бесперебойного электроснабжения вычислительных центров и телекоммуникационных узлов).
Оборот компании за 2004 год вырос на 16%, до 1,7 млрд долл. При этом доходы от продаж малых систем составили 1,3 млрд долл. (77% оборота), а от продажи тяжелых решений — 322 млн долл. (19% оборота). Остальную выручку обеспечивают вспомогательные решения. Вместе с тем по результатам II квартала 2005 года доходы от продажи тяжелых систем APC выросли на 35%, а малых систем — на 18%. Опережающий рост бизнеса в секторе больших систем обусловлен активным продвижением фирменной архитектуры APC InfraStruXure. Решения данной марки предназначены, прежде всего, для центров обработки данных и поставляются заказчикам в готовой комплектации. Кроме того, значительную долю оборота в «тяжелом» сегменте составляют промышленные системы, изготавливаемые на заказ.
Компания позиционируется в России как поставщик законченных инфраструктурных решений для защиты питания корпоративных заказчиков, но рекламу ее потребительских устройств можно встретить даже в московском метрополитене. В России и других странах СНГ продажи APC второй год подряд увеличиваются на 35%. За 2004 год доля этого производителя на отечественном рынке систем бесперебойного электропитания выросла еще на 5% и составила 62,5% (в денежном выражении). Таким образом, регион СНГ занял первое место в мире по темпам роста бизнеса APC и третье место — по объему продаж ее продукции. Две трети доходов APC в СНГ приходятся на Россию.
Основным фактором роста доходов APC в СНГ за 2004 год стало увеличение (на 60%) поставок продуктов корпоративного назначения Silcon и Symmetra, а также восьмикратное увеличение продаж систем InfraStruXure. За отчетный период на рынке СНГ проданы 1200 систем InfraStruXure начального уровня (класса A), 100 систем среднего уровня категории В, а также три самые тяжелые системы класса C. Это позволило региону СНГ выйти на первое место в EMEA по объему продаж InfraStruXure.
Chloride
Год основания — 1891-й, головной офис расположен в Лондоне. Chloride специализируется на производстве зарядных устройств, аккумуляторных батарей, устройств для обслуживания аккумуляторных батарей и систем бесперебойного питания. В апреле 2000 года Chloride приобрела у компании Siemens завод Masterguard и интегрировала ее технологические разработки в свою продукцию. Сегодня штат Chloride насчитывает 1650 человек, фирма имеет семь заводов по производству систем бесперебойного электроснабжения, а ее годовой оборот составляет 165 млн фунтов стерлингов.
Оборудование Chloride адаптировано к использованию в промышленных системах бесперебойного электропитания, а также в нестандартных и особо сложных условиях (низкие или высокие температуры, влажность, вибрации и т.п.). ИБП Chloride позиционируются как средства обеспечения бесперебойного электроснабжения производственного оборудования и востребованы в различных отраслях промышленности, энергетики, нефтехимической отрасли и транспорта.
Впрочем, продуктовый портфель Chloride включает в себя и офисные ИБП небольшой мощности (300-3000 ВА). Продажи ИБП Chloride заказчикам из телекоммуникационного сектора сформировали 16% глобального оборота компании. В России британский производитель также известен как поставщик тяжелых решений, но уровень его маркетинговой активности вполне согласуется со скромной позицией в рейтинге местных игроков (по данным IT-Research, рыночная доля Chloride составляет 1,6% в денежном выражении).
GE Digital Energy
В 2002 году компания GE Digital Energy (GE DE), подразделение глобальной корпорации General Electric, приобрела бизнес швейцарского производителя источников бесперебойного питания IMV. К тому времени он слыл одним из крупнейших игроков на российском рынке ИБП, а его интересы в нашей стране представляла дистрибьюторская фирма «Абитех».
Смена собственника оказалась для вендора драматическим событием, и в 2002 году реализация продуктов GE DE на всем постсоветском пространстве сократилась на 15%. Особенно неудачным стало начало 2002 года, когда поставки оборудования в страны СНГ и Балтии были практически заморожены. Дело в том, что основные усилия нового владельца были направлены на адаптацию ИБП для поставок на американский рынок, где General Electric имеет огромную сеть партнеров и множество крупных заказчиков. Кроме того, у GE DE появилась возможность реализовывать свою продукцию внутри гигантской корпорации с годовым оборотом более 132 млрд долл., которая до недавних пор закупала системы бесперебойного питания у конкурентов IMV. Таким образом, перед производителем открылась сбытовая ниша несоизмеримо большего масштаба, чем рынок стран СНГ. И лишь после решения задач наивысшего приоритета вендор вновь решил повернуться лицом к России.
GE DE производит полный спектр аппаратных и программных продуктов, включающий в себя как ИБП линейно-интерактивной и on-line-архитектуры (мощностью от 350 ВА до 4000 кВА), так и программное обеспечение для защиты информационных систем от сбоев и управления процессом электропитания. В 2003 году поставки продуктов ИБП в нашу страну формировали приблизительно 1% валового дохода GE DE. Но совокупный оборот компании во всем мире за прошлый год не превысил 85 млн долл. Компания контролирует лишь 1,4% глобального рынка ИБП; примерно такова же ее доля в России.
Liebert
История создания корпорации Liebert уходит корнями в 1946 год, когда ее основатель Ральф Либерт приехал из Цинцинатти в Коламбус (США), имея лишь несколько сотен долларов и ящик с инструментом. В марте 1987 года Liebert вошла в состав одного из подразделений крупнейшего мирового холдинга Emerson Electric Co — Emerson Network Power. Сегодня эта группа компаний со штаб-квартирой в Сент-Луисе (Миссури, США) предлагает прецизионные системы кондиционирования для технологических помещений марки Liebert-Hiross, источники бесперебойного питания марки Liebert и электропитающие установки марки Emerson Network Power Energy Systems. В европейском отделении Emerson Network Power работают свыше 6 тыс. сотрудников. Производственные мощности компании расположены в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
Прогноз развития мирового рынка ИБП |
ИБП Liebert подразделяются на несколько продуктовых линеек: микроИБП на базе технологий off-line, line-interactive, true-on-line (мощность от 350 ВА до 3 кВА), средние однофазные и трехфазные источники с технологией true-on-line (мощность от 4 до 30 кВА) и тяжелые трехфазные системы мощностью от 30 до 4800 кВА, обеспечивающие «чистое» синусоидальное электропитание. По оценкам представительства Liebert-Hiross Emerson Network Power в России и СНГ, за 2005 финансовый год объем продаж его ИБП в нашей стране составил порядка 5,9 млн долл. При этом мощные системы обеспечили примерно 37% оборота компании, а остальная его часть была сформирована за счет поставок «легких» ИБП.
MGE UPS Systems
MGE специализируется на защите электропитания с 1964 года. Штаб-квартира компании находится в Гренобле (Франция). В структуру предприятия входят 36 филиалов, в которых работают более 3,2 тыс. сотрудников. Оборот фирмы за 2004 год составил 532 млн евро.
MGE сегментирует свои изделия по пяти категориям. Это решения для информационных центров (большие серверные комнаты, SAN, Web-узлы), корпоративные сети (серверы, хранилища данных), телекоммуникации, инфраструктура управления производственным циклом и SOHO (ПК, видео, домашние кинотеатры). Недавно MGE заявила о намерении укрепить позиции в секторе SOHO. Впервые московский офис компании предпринял попытку продвинуть ИБП малой мощности в августе 2004 года, подписав соглашение с фирмой «Аэртон» — дистрибьюторским подразделением холдинга R&K. «Аэртон» фокусировался на розничном рынке компьютерной техники и комплектующих, обладал обширной дилерской сетью и налаженными связями с московскими и федеральными розничными сетями.
За время, прошедшее с того момента, структура продаж MGE на отечественном рынке несколько изменилась — правда, не так, как хотелось вендору. Если по итогам 2003 финансового года 40% поставок компании в единицах изделий и 6% в денежном выражении приходились на ИБП малой мощности категории off-line, то в 2005 финансовом году доля тех же источников в объеме поставок снизилась до 14% в натуральном выражении и 4% — в денежном. Зато в бизнесе компании значительно увеличилась роль линейно-интерактивных ИБП и возросли продажи «тяжелых» систем.
Положение основных игроков на мировом рынке ИБП в 2004 году |
По итогам 2005 финансового года поставки ИБП класса on-line мощностью свыше 10 кВА сформировали 42% выручки этого производителя, а в 2003 году на их долю приходились 37% доходов. С учетом сравнительно небольших объемов продаж российского отделения MGE в целом (примерно 2,8 млн евро в 2003-ом и около 6 млн евро в 2005 финансовом году) эти изменения могут показаться несущественными. Бесспорно лишь то, что продвижение MGE на рынок SOHO особым динамизмом не отличается, и потеснить лидеров французскому производителю здесь пока не удалось.
Powercom
Фирма Powercom основана в 1987 году в Тайпее (Тайвань). На сегодняшний день в подразделениях компании трудятся свыше 1,5 тыс. человек. Powercom разрабатывает, производит и обслуживает системы бесперебойного электропитания для ПК и мини-компьютеров, сетевого оборудования LAN, кассовых аппаратов, охранных систем, офисного телефонного оборудования и пр. Мощность производственных линий Powercom составляет более 250 тыс. единиц продукции в месяц. Глобальный оборот тайваньского производителя в 2004 году составил 110 млн долл., а в 2005 году он может вырасти до 130 млн.
Прогноз развития российского рынка ИБП |
В нашей стране Powercom работает семь лет, а в 2003 году было открыто собственное представительство фирмы в Москве. Российский рынок занимает второе место по объему продаж продукции Powercom во всем мире. При этом, по данным IT-Research, сама фирма вышла на второе место по величине оборота среди производителей ИБП, действующих на территории России. Исследования IT-Research показывают, что по итогам 2004 года доля Powercom составила 6,9% в денежном выражении и 14,8% — в единицах проданных изделий. А во II квартале 2005 года рыночная доля фирмы увеличилась до 7,2% по объему продаж, но осталась на прежнем уровне по единицам продукции.
Тайваньский производитель активно играет в различных сегментах отечественного рынка ИБП, поставляя 13 моделей оборудования с 68 модификациями по мощности. По итогам первого полугодия текущего года оборот компании в России составил 8,34 млн долл. При этом основная доля оборота (79%, или 6,61 млн долл.) приходится на линейно-интерактивные источники мощностью от 400 до 2000 ВА. Московское представительство Powercom неоднократно заявляло о желании развивать направление корпоративных продаж, но доходы фирмы от поставок онлайновых ИБП мощностью свыше 3 кВА в первом полугодии составили лишь 140 тыс. долл.
Powerware
Около года назад производство ИБП Powerware, принадлежавшее фирме Invensys, было выкуплено у нее американским промышленным гигантом Eaton за 560 млн долл. Так была образована фирма Eaton Power Quality — новый член группы электротехнических компаний многоотраслевой корпорации Eaton. Унаследовав марку Powerware, предприятие продолжило выпуск полного спектра ИБП переменного тока, электропитающих установок (ЭПУ) постоянного тока и ПО для мониторинга и управления электропитанием. Продукция Powerware выпускается в Финляндии, США, Китае, Индии, на Тайване, в Мексике, Бразилии, Великобритании и Новой Зеландии. Разработкой и продвижением продуктов занимаются более 3,5 тыс. специалистов по всему миру.
Основу продуктовой линейки компании составляют системы среднего и тяжелого классов мощностью более 5 кВА. В частности, на одной из главных фабрик Eaton в Финляндии задействованы семь конвейеров по выпуску ИБП мощностью от 8 до 500 кВА. Изделия под маркой Powerware активно используются в центрах хранения данных и компьютерных сетях, системах традиционной и мобильной телефонии, в сетях широкополосной связи. OEM-партнерами Eaton Power Quality являются известные производители компьютеров, серверов, систем хранения данных и коммуникационного оборудования, в том числе Avaya, IBM, HP, Siemens.
Около половины продаж Eaton Power Quality приходится на трехфазные решения среднего и тяжелого классов. Продажи ИБП Powerware на отечественном рынке ежегодно увеличиваются на 25-30%. Причем более 80% общего объема продаж в денежном выражении приходятся на самый динамичный и прибыльный корпоративный сектор, где востребованы преимущественно «тяжелые» системы защиты электропитания. В изделиях Powerware используются фирменные инженерные разработки, такие как технология параллельной работы и резервирования Hot Sync, а также система управления зарядом батарей ABM.