В эпоху Античности, да и во времена Средневековья и Возрождения творчество воспринималось как божественный акт, высшее проявление человеческих возможностей
Новое время научило нас потребительскому взгляду на произведения искусства: информация о том или ином «продукте» (техника исполнения, год издания, качество, стоимость) заменяет многим душевный трепет от причастности к «высокому».
Мы давно прогнали с Олимпа всех муз, каталогизировав искусство и сделав культуру массово доступной. Только эстеты отваживаются отправляться в далекие путешествия, чтобы увидеть редчайшие картины или скульптуры. Большинству же достаточно полюбоваться их репродукциями либо фотографиями в Internet, специальных сборниках, на CD или DVD-дисках.
Там же можно найти сведения о многочисленных исторических источниках, научные работы и исследования. Всемирная Паутина предлагает всем желающим ознакомиться с литературными произведениями разных стилей, жанров и эпох, проштудировать труды ученых и «псевдоученых», обогатить свой интеллектуальный багаж новыми знаниями. Наконец, с распространением технологий широкополосной передачи данных стало возможным смотреть через Сеть фильмы, мультфильмы и ролики.
Домашний театр
Самыми строптивыми оказались музы, отвечающие за театральное искусство: они упорно не желали переселяться на Web-страницы. «Реальное» лицедейство продолжает жить, хотя ему пророчили смерть и исторические деятели, и создатели кино, и основатели телевидения.
В советские времена активно продвигалась идея трансляции телеспектаклей, но истинные ценители отнеслись к ней скептически. По их мнению, голубой экран не позволяет передать особую атмосферу театрального зала и ощутить сопричастность к происходящим на сцене событиям. Наверное, только крайне впечатлительные люди способны искренне сопереживать героям телепостановки. Тем более странной казалась возможность восприятия действа, происходящего на театральных подмостках, через Internet. Всемирная Паутина давно стала вместилищем массовой культуры, и знатоки были уверены, что рафинированное театральное искусство ей не по зубам. Однако выяснилось, что пользователи Сети готовы потреблять и этот «гурманский» продукт, заправленный соусом современных технологий.
Осенью 2004 года стартовал фестиваль «Театральная паутина». Проект поддержали Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Союз театральных деятелей РФ, Web-ресурс Theatre.Ru, «Студия Артемия Лебедева», ГОУ «Интерстудио», Центр информационных технологий для театров России и другие известные организации. Впервые в истории театра семь спектаклей, прошедших на разных площадках Москвы, транслировались в Internet в режиме on-line. Учитывая интересы иностранцев, организаторы снабдили показ субтитрами на английском языке. По разным оценкам, в прошлом году постановки, транслировавшиеся в рамках московского фестиваля, смотрели жители 52 стран. После завершения серии Internet-спектаклей прошли «круглые столы» с участием критиков, специалистов и зрителей, на которых желающие могли обменяться мнениями об этом событии.
Фестиваль имел такой успех, что вдохновленные организаторы решили развивать инициативу. По их мнению, показ спектаклей в Сети является эффективным способом воздействия на массовое сознание. С помощью Internet-постановок можно успешно сеять разумное, доброе и вечное, не заставляя обывателей выходить из дома и оплачивать билеты на спектакль. Мало того, организаторы фестиваля инициировали в Internet проект «Культу.Ru!», целью которого стало ознакомление широких масс с историей отечественного искусства и важными художественными событиями сегодняшнего дня. В его рамках задумано показать серию спектаклей из «золотого фонда» отечественной режиссуры второй половины XX века, блоки постановок «Школы и направления современного отечественного театра» и «Классика на российской сцене». Наконец, решено сделать фестиваль «Театральная паутина» ежегодным и проводить его осенью, в разгар «реального» театрального сезона.
В октябре текущего года во Всемирной сети показывали «Раймонду» (Большой театр), «Изображая жертву» (МХТ им. Чехова), Marienbad (Студия театрального искусства под руководством Женовача), «Песни дождя» (омский театр «ЧелоВЕК»), «Каштанку» (екатеринбургский ТЮЗ), «Дидону и Энея» (новосибирский оперный театр) и «В джазе только девушки» (новосибирский театр музыкальной комедии). Зрители нынешнего фестиваля могли созерцать сцену с разных ракурсов благодаря работе в зале нескольких Web-камер. Кроме того, с недавнего времени трансляция спектаклей по Сети осуществляется на базе технологий телевидения высокой четкости (HDTV).
Правда, получать «картинку» хорошего качества могут только пользователи, располагающие выделенным Internet-каналом или оборудованием спутниковой связи. Но и это препятствие на пути к массовому окультуриванию организаторы театральных проектов намерены преодолеть за счет создания просмотровых точек в региональных библиотеках, музеях и других учреждениях культуры, где показ сценического действа будет происходить в формате Real Video.
«Дигитальное» искусство
То, что сегодняшний пользователь принимает «на ура» культуру, адаптированную под Internet, говорит об изменениях в системе общественных ценностей. С одной стороны, люди хотят повышать свой культурный уровень, а с другой, этот интерес чаще всего имеет поверхностный характер, и получение новой информации оказывается более значимым, чем ее эмоциональное восприятие.
Само искусство за последнее столетие также подверглось изменениям, наиболее существенные из которых связаны с наступлением информационной эры. Раньше культурные реформы касались лишь способов передачи замысла творца. Теперь же изменения затронули и самих творцов: выяснилось, что роботы и компьютеры тоже умеют рисовать картины, писать стихи и прозу, создавать музыку. При помощи высоких технологий на свет появилось творчество новой волны, лишь частично являющееся делом рук человека. И если еще недавно само право на существование такого искусства подвергалось сомнению, то теперь оно стало весьма популярным. Лучшим доказательством тому служит проведение множества выставок и других мероприятий, посетители которых могут ознакомиться с плодами совместного творчества человека и машин.
Высокие технологии проникли в области производства фильмов, создания роликов, графического дизайна, фотографии. Наиболее интересные проекты российская публика может видеть на фотоконкурсах Digital Art и на международном фестивале цифрового искусства ArtDigital. Об одном из мероприятий последнего блока, прошедшем под девизом I click, therefore I am («Я кликаю, следовательно, я существую») мы уже писали. В нынешнем же году в рамках фестиваля ArtDigital на суд зрителей будет представлена серия «Оцифрованная любовь». Авторы вошедших в нее произведений предлагают поразмышлять о том, будут ли способны «умные» машины не только творить, но и испытывать чувства, подобно людям.
Приходится признать, что, несмотря на непривычность новых форм выражения, творчество с примесью ИТ не только имеет право на жизнь, но уже стало существенным пластом культурного среза современности. В русском языке появился неологизм, определяющий специфику нового веяния, — «дигитальное искусство» (от англ. digital). И это свидетельствует о влиянии, которое оказывает творчество нового формата на массовое сознание.
Ведущая рубрики — Юлия Кольдичева, jkold@osp.ru