С развитием средств сотовой связи расходы на соответствующие услуги становятся весомой статьей корпоративных затрат, особенно если у предприятия имеются удаленные филиалы и большое число мобильных сотрудников
Сокращение этой статьи расходов, как правило, сводится к «драконовским» организационным мерам — введению штрафов за звонки по нерабочим вопросам, ограничению оплачиваемого лимита на услуги мобильной связи и т.д. Однако без затратных мероприятий, обеспечивающих контроль над использованием эфирного времени и детальный анализ счетов, эти механизмы практически не дают результатов.
А вот при использовании так называемых GSM-мостов экономия достигается за счет преобразования соединений «стационарный абонент — мобильный абонент» в сеансы связи только между мобильными пользователями. Если их можно объединить в одну мобильную группу и сотовый оператор предоставляет такую услугу, то можно добиться и вполне разумных тарифов на внутрикорпоративную связь (порядка 2-3 центов за минуту). VIP-клиентам, подключенным по корпоративным тарифам, такие «преференции» даже не снились.
Особенности телефонных мостов
Сотовый телефонный мост представляет собой электронное устройство на базе микропроцессора, соединяющее по заданной схеме две сети голосовой связи — проводную телефонную и беспроводную сотовую. Иногда такое устройство называют «GSM-мостом», подчеркивая, что оно работает с наиболее распространенными сетями подвижной радиосвязи стандарта GSM. Как показывает практика, телефонные мосты — весьма полезное изобретение, позволяющее снижать стоимость звонков с мобильных телефонов на городские. Обычно мост представляет собой небольшую коробочку с портом RJ-11 для подключения телефонного канала и с радиомодулем для связи с мобильным телефоном. Питание осуществляется как от батареек, так и от обычной электросети.
Для запуска системы в эксплуатацию кроме самого моста необходимы, как минимум, два сотовых телефона (SIM-карты), подключенных к одному и тому же сотовому оператору по тарифному плану с наименьшей стоимостью звонков внутри определенной группы пользователей. Подходят тарифы типа «семья», «любимый номер» и т.п. Один сотовый телефон (обозначим его как базовый) подключается через мост к фиксированной телефонной линии (городской или УАТС), а второй постоянно находится у пользователя. В качестве базового можно использовать любой аппарат, даже самый старый, ведь его основная задача — принимать голосовые вызовы из сети GSM.
Входящие звонки, поступающие на городской телефон, могут параллельно транслироваться через мост и соединенный с ним базовый телефон на мобильную трубку пользователя. При этом на дисплее своего аппарата он видит номер базового телефона. Ему остается лишь ответить на вызов, и мост мгновенно соединяет его с вызывающим абонентом. Таким образом, клиент платит только за соединение двух сотовых телефонов по наименьшему, внутрисетевому тарифу и существенно экономит, ведь входящие звонки с номеров ТфОП (включая междугородные и международные) на любой мобильный телефон обходятся сегодня гораздо дороже. Стоимость исходящих звонков с мобильных на городские номера снижается при помощи телефонного моста по тому же принципу: для звонка «в город» необходимо позвонить на базовый аппарат и, услышав непрерывный гудок готовности телефонной линии, набрать номер ТфОП.
Для поддержки такой функциональности понадобится предварительно настроить базовый телефон, чтобы он определял номер мобильного визави и воспринимал его команды как руководство к действию. Однако сделать это достаточно просто. С точки зрения пользователя в данной схеме просматривается аналогия с использованием беспроводного радиотелефона, только роль базового блока с антенной играет мост с базовой сотовой трубкой. Его не обязательно держать включенным постоянно: мост можно активировать, к примеру, если вы ждете важного звонка на городской номер или уезжаете в командировку. Для домашних пользователей GSM-мост может служить и элементом обеспечения физической безопасности жилища. Если кто-то решит «прозвонить» квартиру с целью дальнейшего взлома, он не сумеет узнать, дома ли хозяева, поскольку пользователь в любом случае ответит на этот звонок.
GSM-мосты позволяют решить и по сей день актуальную проблему дозвона на федеральный мобильный номер. Не секрет, что сотовые операторы не горят желанием увеличивать пропускную способность «стыка» мобильных и фиксированных сетей, поэтому в периоды пиковых нагрузок пробиться на мобильные номера с городских бывает довольно сложно. При использовании GSM-моста это «узкое» место удается обойти: все звонки, поступающие на городской номер пользователя, ретранслируются на мобильную трубку с федеральным номером.
Если GSM-мост держать включенным постоянно, не придется сообщать всем знакомым номер мобильного телефона — его можно будет менять в зависимости от сезонных скидок и прочих маркетинговых программ мобильных операторов. Вашим абонентам достаточно знать номер городского стационарного телефона, который является более-менее постоянным. Как отмечает эксперт общества потребителей мобильной связи Александр Бахорин, такие устройства, безусловно, полезны, поскольку позволяют на полную катушку использовать преимущества предложений операторов связи с льготной внутрисетевой тарификацией. Добавим к этому предстоящее введение платы за межсетевые звонки для абонентов ГТС по принципу CPP («платит вызывающая сторона»), и мы получим вполне обоснованные аргументы в пользу установки телефонных мостов.
Юридические тонкости
Наиболее проблематичен юридический аспект использования GSM-мостов. Есть сведения, что операторы всеми силами пытаются выявлять таких абонентов и принудительно отключать «за нарушение правил эксплуатации сотовой сети». Однако фактических оснований для этого нет: по сути, вся задача GSM-моста состоит в автоматическом переключении вызова с одного типа абонентской линии на другой. То, что при этом «страдает» стоимость оказанных услуг, — вопрос коммерческий, но никак не технический. Работа тандема «трубка-мост» не нарушает адекватного функционирования сотовой сети. Наоборот, с технической точки зрения «базовая» трубка является для оператора беспроблемной, так как не перемещается между базовыми станциями.
По сути, владелец моста использует и оплачивает два канала связи (проводной и радиоканал), через которые передает голосовой трафик или данные. Остальное операторов связи не должно касаться. Исключением можно считать случай, когда с помощью подобного решения организуется нелегальный «переговорный пункт», засоряющий эфир огромным объемом голосового трафика (десятки тысяч минут в месяц). За это оператор имеет полное право отключить абонента от сети.
Объяснения «провинившимся» выдвигаются самые разные — от незаконности применения в сети несертифицированного оборудования до обслуживания оператором только конечных потребителей (с намеком на то, что огромный трафик можно сгенерировать лишь за счет перепродажи ресурсов). По мнению юристов, судиться с оператором в случае отключения абонентского номера по таким причинам можно, и даже с большой вероятностью успеха. Но пострадавшие абоненты, как правило, не делают этого по нескольким причинам.
Во-первых, судебный процесс тянется долго. Проще купить новую SIM-карту и продолжить эксплуатацию моста с другим абонентским номером. Благо, городская телефонная сеть относится к подобным «фокусам» гораздо спокойнее (многим ее специалистам вообще неведомо понятие «GSM-мост»).
Во-вторых, для российского населения характерна тотальная юридическая неграмотность. А ведь если используемое абонентское оборудование сертифицировано (что бывает, конечно, не всегда), формального запрета на его эксплуатацию (причем оператором связи, а не регулирующим органом) попросту не может быть.
В-третьих, официальные жалобы на действия операторов никогда не подают абоненты, уличенные в незаконной предпринимательской деятельности. Телефонные мосты действительно зачастую используются для оказания услуг связи третьим лицам, не имеющим договора с оператором связи. Естественно, речь идет не о предоставлении возможности позвонить с «чужой» трубы. Известно, что в нашей стране подпольно действуют всевозможные коммерческие организации, которые предлагают связь по доступным ценам и ведут расчеты с клиентами за наличные, без чеков. А таким понятием, как «сертифицированная биллинговая система», они не пользуются по определению. Однако у частного потребителя или организации, интегрировавшей GSM-мост в УАТС (причем если это оборудование сертифицировано), есть все шансы восстановить абонентский номер и получить от оператора компенсацию за неправомерные действия.
Часто складывается впечатление, что производители не хотят активно продавать такие устройства на отечественном рынке, и подоплеку этого можно понять. Скажем, корпорация Nokia выполняет свои текущие планы с помощью поставок обычных сотовых трубок. Но если вендор продает не только телефоны, но и инфраструктурное оборудование для операторов связи на десятки миллионов долларов в год, то крупные операторы могут «намекнуть на нецелесообразность» присутствия GSM-мостов в рекламируемой номенклатуре товаров. Поэтому ведущие производители не очень активно предлагают такие устройства российским клиентам, хотя имеют на них все необходимые сертификаты и разрешительные документы.
Технологии и компоненты
GSM-мосты — это образное название целой группы технических устройств с различной пропускной способностью. Как европейские, так и азиатские компании выпускают подобные системы в огромных количествах, поскольку рынок требует конвергенции сетей связи, и большинство пользователей не желают знать, по какому каналу вызов находит нужного абонента. Главное, чтобы была возможность связываться с ним оперативно.
Мосты нельзя назвать интеллектуальными устройствами, так как единственная их задача сводится к организации надежных соединений между проводными и беспроводными телефонными сетями. Подключаясь к АТС любого производителя по аналоговой линии (СО), GSM-шлюз организует новый соединительный канал в стандарте GSM. Любой мало-мальски квалифицированный сотрудник может запрограммировать офисную АТС так, чтобы перенаправлять исходящие вызовы мобильных абонентов через линии, оснащенные GSM-шлюзом. GSM-шлюзы аппаратно преобразуют сигналы фиксированной сети ТфОП в GSM-стандарт и обратно, но не пользуются логикой обработки вызовов.
Кроме этих простейших устройств на рынке конвергентных решений присутствуют GSM-роутеры, которые имеют тот же функционал, что и телефонные мосты, но вдобавок — собственный «интеллект». Корпоративные GSM-роутеры устанавливаются в разрыв соединительных линий (CO или BRI) между внешней телефонной сетью и УАТС. После анализа набранного внутренним абонентом номера GSM-маршрутизатор самостоятельно направляет вызов либо по традиционным каналам связи, либо в один из нескольких каналов связи GSM, которые организуются с помощью радиомодулей, аналогичных телефонным «базам». При использовании маршрутизатора в модуль можно установить SIM-карты разных сотовых операторов для выбора наиболее дешевого соединения. Тогда, скажем, при наборе номера абонента МТС соединение с ним будет устанавливаться через SIM-карту МТС, абонента «Билайна» — через SIM-карту «Билайна» и т. п. Требуется лишь указать префиксы сетей сотовых операторов в программных настройках роутера.
Пользователь самостоятельно решает, какие SIM-карточки приобрести для установки в GSM-роутер (в зависимости от числа мобильных абонентов и оператора, у которого они обслуживаются). Такое устройство имеет смысл покупать компаниям, использующим аналоговые или цифровые АТС, соединенные с ТфОП по абонентским окончаниям (CO) или каналам BRI.
В некоторых случаях логику маршрутизации исходящих вызовов целесообразно заложить в саму офисную АТС, а на GSM-роутер перенести лишь функции обработки запросов внешних абонентов на соединение. Такие «облегченные» роутеры предназначены для фирм, использующих цифровые системы связи с присоединением к ТфОП по интерфейсам PRI, ИКМ-30 (Е1), трехпроводным соединительным линиям. Аналогичное решение пригодится для быстрой телефонизации небольших удаленных офисов.
Входящие в офисную телефонную систему GSM-каналы можно предоставлять как собственным сотрудникам компании, так и ее клиентам, что сыграет только на руку корпоративному имиджу. Одними из первых в нашей стране подобные системы стали использовать службы такси в региональных центрах. Там вызовы между мобильными абонентами стоят гораздо дешевле, чем звонки с мобильного на городской телефон, а сама городская телефонная сеть, как правило, находится в плачевном состоянии. С помощью GSM-мостов и роутеров таксисты решают сразу две задачи: увеличивают число входящих телефонных линий и удешевляют стоимость внутрикорпоративной голосовой связи.
Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор
Расчет окупаемости внедрения
Возьмем типовые тарифы на сотовую связь и профили абонентов в Москве и подсчитаем эффективность внедрения GSM-роутера на небольшом предприятии.
Средняя стоимость минуты входящего вызова на мобильный телефон со стационарного городского сегодня составляет 17 центов (здесь и далее все цены приведены без НДС). Минута исходящего вызова с сотового на стационарный телефон обходится примерно в такую же сумму. Минуту исходящего вызова внутри сети мобильного оператора возьмем равной 10 центам.
Как показывают весьма усредненные оценки, общее число «мобильных» вызовов за один рабочий день (с офисных на мобильные телефоны и наоборот) составляет около 50 (это «пессимистический» прогноз для компании, имеющей пять мобильных сотрудников). Среднюю продолжительность вызова следует принять равной 5 мин (необходимый минимум для решения по телефону рабочего вопроса).
Если в месяце — 22 рабочих дня, то экономия расходов на связь получается следующей: 0,07х5х50х22=385 долл. Для обслуживания пяти мобильных сотрудников потребуется всего один полнофункциональный GSM-роутер с радиомодулем на две SIM-карты стоимостью порядка 900 долл. Встречаются модели и дешевле. Таким образом, срок окупаемости внедрения составит 2,3 месяца.