По развитию массовых услуг широкополосного доступа Москва значительно опережает российскую провинцию. В столице на 100 жителей приходятся 4,4 подключения, что примерно соответствует среднему уровню Венгрии, Польши и Чили. В регионах уровень проникновения услуг — на порядок меньше: 0,4 широкополосных подключения на 100 жителей, что соответствует уровню Таиланда или Ямайки. За последние два года в столице произошло качественное изменение состава участников рынка. Если раньше его основными движущими силами были операторы домовых сетей и кабельная компания «Комкор-ТВ», то в 2004-2005 годах в борьбу за кошелек «широкополосного» клиента активно включились другие крупные игроки — «МТУ-Интел», «Центел» и «Корбина Телеком».
Заявка на победу
Накануне 2006 года руководство «Корбины Телеком» породило сенсацию, заявив о грядущем переделе московского рынка широкополосного доступа. Компания пообещала всего за один год протянуть оптико-волоконные каналы пропускной способностью 1 Гбит/с к каждому московскому дому. Оператор намерен проложить в столице оптические каналы общей протяженностью 5 тыс. км и выйти на рынок услуг для частных пользователей. Каждый из них сможет получить 100-мегабитный персональный выделенный канал в Internet. Оборудование сети позволит оказывать услуги IP- и видеотелефонии, а также телевещания высокой четкости.
Среди основных поставщиков оборудования для проекта «Корбины Телеком» фигурируют Cisco Systems и D-Link. Оба вендора адаптировали свои коммутаторы и маршрутизаторы в соответствии с требованиями заказчика. В частности, было изменено программное обеспечение, отвечающее за фильтрацию трафика и защиту информации. Только на первом этапе строительства сети оператор заказал коммутационное оборудование на 5 млн долл.
Подключение домашних клиентов к своей сети «Корбина» осуществляет бесплатно. В пакет услуг входят прокладка кабеля от сетевого оборудования, расположенного на техническом этаже здания, в квартиру (до 20 м медного кабеля) и настройка ОС Windows для работы в Internet через выделенный канал.
Окончание строительства оптической инфраструктуры доступа «Корбины Телеком» запланировано на ноябрь 2006 года. К этому времени магистрали будут подведены к 26 тыс. московских зданий, а количество обслуживаемых абонентских линий должно превысить 180 тыс. К ноябрю 2008 года планируется подключение уже 500-тысячного клиента. Уместно напомнить, что общее число домашних абонентов в Москве ненамного превышает 3 млн (по количеству частных домовладений). А значит, руководство оператора в ближайшие два года рассчитывает захватить ни много ни мало около трети московского рынка широкополосных подключений.
Примечательно, что компания строит оптическую сеть самостоятельно. Как заявил Александр Малис, старший вице-президент «Корбины Телеком», в Москве просто не нашлось подрядчика, способного выполнить данный проект в нужные сроки и с требуемым качеством. Поэтому «Корбина Телеком» купила четыре столичные фирмы, специализировавшиеся на строительстве телекоммуникационных сетей. Тем не менее поначалу оператор столкнулся с острой нехваткой специалистов. Пришлось организовывать собственные курсы, на которых прошли обучение 200 специалистов по сварке оптоволоконного кабеля. Сейчас на московской «стройке века» трудятся примерно 1 тыс. штатных технических сотрудников «Корбины Телеком» и работают 100 единиц техники.
Инвестиции в проект составят 72 млн долл. Финансирование осуществляется из собственной прибыли (20 млн долл. в год) и за счет лизинговой программы одного из коммерческих банков. Срок окупаемости проекта, согласно бизнес-плану, составляет 30 месяцев с момента окончания строительства сети (то есть с ноября 2006 года).
Мнения и сомнения
Роберт Эйджи, вице-президент Cisco Systems, отвечающий за операции компании в России и СНГ, считает, что «Корбина Телеком» делает выгодные инвестиции в развитие своей оптической сети. По словам Эйджи, компании будет достаточно упомянутых 72 млн долл. для завершения основных строительных работ. «В одном из известных мне проектов строительства городской оптической сети доступа стоимость активного сетевого оборудования составила 50 млн долл. — при том, что к ней предполагалось подключить 1,5 млн домохозяйств», — утверждает он. Если «Корбине Телеком» удастся подписать на свои услуги 500 тыс. абонентов, то при средней доходности (ARPU) 15 долл. в месяц годовая выручка фирмы составит 90 млн долл. Если предположить, что 30% доходов придется реинвестировать в техническую поддержку сети и маркетинг продуктов, то в распоряжении провайдера все равно останутся порядка 60 млн долл.
Отметим, что расходы на поддержание технической инфраструктуры сама «Корбина Телеком» оценивает на уровне 1 млн долл. (примерно 1% балансовой стоимости сети). А себестоимость подключения одной квартиры, по оценкам вице-президента «Корбины Телеком» Дмитрия Малого, составит 50-100 долл. — в зависимости от конкретных условий (планировки дома и отношений с обслуживающими структурами).
У заместителя генерального директора «МТУ-Интел» Виктора Белова — несколько иной взгляд на бухгалтерию проекта: если «Корбина Телеком» намерена в течение трех лет подключить 500 тыс. абонентов, затратив на строительство сети 72 млн долл., то нетрудно подсчитать, что каждый абонент обойдется ей примерно в 144 долл. «Довольно сложно оценить реалистичность планов на основе заявленных цифр, ибо непонятно, какие капитальные затраты включены в эти 72 млн долл., — говорит Белов. — Помимо сети связи техническая инфраструктура оператора включает в себя огромное количество других компонентов — от информационных систем до платформ предоставления услуг».
С учетом всего этого заявленная сумма кажется Белову и многим другим экспертам недостаточной для реализации столь амбициозных планов. «В мире есть примеры строительства аналогичных сетей, но «Корбина Телеком» недооценивает сложности работы на массовом рынке, — продолжает Белов. — Для успешной реализации проекта требуется не только установить активное коммутационное оборудование и закопать (в прямом смысле слова) в землю миллионы долларов в виде оптического кабеля, но и выстроить бизнес-структуру, способную непрерывно обслуживать абонентов, а также разработать и предложить востребованные услуги».
Конечно, любому новому игроку нельзя недооценивать активность конкурентов и уровень доходов потенциальных потребителей. Поэтому, по мнению представителей операторских компаний, правильный вопрос состоит не в том, можно ли построить сеть масштаба всей Москвы, а в том, как создать успешный, стабильный и, главное, прибыльный бизнес.
Анализируя коммерческие перспективы проекта «Корбины Телеком», некоторые аналитики пытаются отойти от одних лишь экономических расчетов. «Опыт работы провайдеров, добившихся успеха на рынке широкополосного доступа, показывает, что в процессе реализации инвестиционных проектов предложение всегда должно опережать спрос. Общегородской, а не локальный характер распространения услуг тоже дает игроку очевидные маркетинговые преимущества. Кроме того, до определенного момента агрессивная рыночная экспансия и скорость строительства сети важнее качества услуг», — считает ведущий аналитик J?son&Partners Борис Овчинников.
«Желание провести оптику в каждый московский дом можно только приветствовать. Я был бы очень рад, если бы проект «Корбины» удался. Это стало бы весомым аргументом в пользу повсеместного создания нормальных широкополосных сетей на базе Ethernet, способных удовлетворять любые запросы пользователей и обеспечивать практически любые виды услуг», — делится впечатлениями Алексей Полунин, генеральный директор компании «Линкс-консалтинг». Вместе с тем его настораживает выбор поставщика оконечных коммутаторов, к которым планируется подключать абонентов. Ведь репутацию оборудования D-Link можно охарактеризовать словами «дешево, но сердито».
«При учете того, сколь значительный парк оборудования этого класса устанавливается в операторской сети, следовало бы подумать о выборе более надежных производителей. Кроме того, возникают сомнения в успехе проекта из-за отсутствия четких бизнес-моделей предоставления новых услуг. «Возможно, они просто еще не афишируются, но текущая ситуация с продвижением услуг оператора, таких как corbina.tv, настораживает», — отмечает Алексей Полунин.
Структура рынка широкополосных подключений в Москве |
Старожилы не дремлют
К 1 января 2006 года «Корбина Телеком» охватила своей сетью 5188 жилых зданий. При этом число подключенных абонентов составило 28 тыс. По состоянию на 1 декабря прошлого года к «домашним» Internet-каналам «Корбины» присоединились более 18 тыс. московских квартир, а сеть оператора была проложена к 4056 столичным домам. Показатель ARPU в ноябре равнялся 20,2 долл., и его значение сохранилось на этом же уровне к началу января. Запущена опытная зона IP-телевидения, которая пока охватывает сотню жилых многоэтажек.
Как заявил Дмитрий Малов, пилотная фаза проекта завершилась, и в ноябре компании удалось выйти на промышленные методы строительства, запланированные объемы продаж и подключений. Сейчас осуществляется подключение абонентов в районах Алтуфьево, Арбат, Бабушкинский, Бирюлево, Богородское, Северное Бутово, Восточное и Северное Измайлово, Коптево и др. «Ноябрьский бизнес-план полностью выполнен, — сообщил Александр Малис, — и теперь наша компания вполне сопоставима с лидерами рынка ADSL по количеству абонентов. Осталось только догнать и перегнать конкурентов».
На самом деле дистанция, отделяющая «Корбину Телеком» от лидера рынка, «МТУ-Интел», довольно велика. По итогам III квартала 2005 года (то есть к 1 сентября) количество абонентов «МТУ-Интел», подключенных к Internet по каналам ADSL, составило 198 тыс. (включая 10 тыс. корпоративных клиентов). С сентября по декабрь абонентская база провайдера ежемесячно увеличивалась на 8,6-10%. Таким образом, можно предположить, что к Новому году «МТУ-Интел» предоставлял услуги широкополосного доступа примерно 273 тыс. подписчикам. Что же касается абонентов услуги «СтримТВ», их численность несущественна. Как сообщил пресс-секретарь «МТУ-Интел» Евгений Рябовол, по итогам III квартала 2005 года она составила 2,6 тыс. К сожалению, в связи с подготовкой материнской компании («Комстара») к выводу на IPO, более свежие данные о числе абонентов «МТУ-Интел» не разглашаются.
«Корбине Телеком» придется учитывать и претензии на передел рынка других именитых и только набирающих силу конкурентов. Среди них — «Центел», NetByNet, «Корвет-Телеком», «Старнет», 2Com, «Домонет» и др. После «МТУ-Интел» вторым по значимости соперником «Корбины Телеком» следовало бы назвать компанию «Комкор-ТВ», которая в середине 2005 года запустила на массовом рынке новый брэнд «Акадо» и тоже, как ни странно, объявила о планах завоевать 30% рынка широкополосных подключений в Москве.
«Комкор-ТВ» не первый год оказывает услуги кабельного телевидения и высокоскоростного доступа. В июне прошлого года широкополосная волоконно-коаксиальная (гибридная) сеть оператора охватывала около 220 тыс. квартир в Южном и Центральном административных округах Москвы. При этом реальная абонентская база оператора едва превышала 70 тыс. человек, и лишь 10% из них были пользователями услуг доступа к Internet, а 4% — подписчиками на услуги платного телевидения.
Осенью прошлого года «Комкора-ТВ» получил 51 млн долл. инвестиций на развитие сети. К 2007 году оператор планирует провести широкополосные кабельные каналы к 1 млн (то есть одной трети) домохозяйств Москвы и подписать на сервисы «Акадо» 500-600 тыс. клиентов. По расчетам руководства компании, к этому времени примерно 30% ее абонентов подпишутся на услуги высокоскоростного доступа к Internet, а доля зрителей платного телевидения возрастет до 15-20% от общего числа обслуживаемых клиентов. Отметим: к концу 2005 года оператор обещал подключить к своей сети 100 тыс. новых квартир, но актуальные сведения о сегодняшнем числе подписчиков «Акадо» не разглашаются.
В перспективе у «Комкор-ТВ» могут появиться новые конкурентные преимущества. Недавно компания Coaxsys в сотрудничестве с STMicroelectronics сообщила о разработке технологии Ethernet-over-Coax TVnet 2X, позволяющей передавать по телевизионному кабелю данные со скоростью до 200 Мбит/с. Ее основное преимущество состоит в том, что достижение скоростей, необходимых для распространения приложений IP-телевидения, становится возможным при использовании уже имеющихся кабельных сетей. Таким образом, TVnet 2X дает значительный рывок в производительности телевизионных кабельных сетей по сравнению с альтернативными технологиями, такими как 10/100 Ethernet, а тем более xDSL.
По сведениям Бориса Овчинникова из J?son&Partners, осенью 2005 года «Комкор-ТВ» контролировал 5% рынка широкополосных подключений в Москве, «МТУ-Интел» — 40%, а остальные игроки (включая провайдеров домовых сетей) — примерно 55% подключений. Всего через месяц после начала строительства оптической сети доступа долю «Корбины Телеком» оценивать преждевременно. Очевидно, что она будет постепенно нарастать. Но в ближайшие год-два выход компании на массовый рынок вряд ли радикально изменит сложившийся баланс сил.