Вторая международная конференция Broadband Russia & CIS Summit, прошедшая в Москве минувшей осенью, дала аналитикам и производителям очередной повод поговорить о текущем состоянии российского рынка услуг широкополосного доступа и перспективах его дальнейшего развития.
В современной мировой экономике ИТ-сегмент является одним из самых динамичных: даже невзирая на кризис, поразивший развитые страны в начале нового века, его среднегодовые темпы роста в последние десять лет составили примерно 8% (для сравнения: в нефтедобыче — 1%, в тяжелом машиностроении — 2%, в сталелитейной промышленности — 3%). По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, объем отечественного ИТ-рынка находится на уровне 0,7% мирового, тогда как в сталелитейной промышленности его доля составляет 3,2%, а в нефтяной отрасли — более 11%. Несмотря на высокую динамику этого сегмента, его вклад в ВВП пока не превышает 1,5%, тогда как в США данный показатель равен 5%, а среднемировое значение составляет 2,9%.
Другими словами, приблизиться к среднемировым показателям наша страна сможет, только удвоив объем рынка ИТ и телекоммуникаций. Широкополосным технологиям в данном процессе отводится одно из ключевых мест, и не случайно.
По данным компании J?son & Partners, летом минувшего года в России насчитывалось 870 тыс. широкополосных «домашних» подключений, из которых 490 тыс. приходились на Москву и почти 90 тыс. — на Московскую область (рис. 1). К категории широкополосных можно было отнести примерно половину всех Internet-подключений в Москве (при том, что уровень проникновения Internet-услуг в столице в 1,5 раза выше, чем в Санкт-Петербурге или во Владивостоке, и в 4 раза выше, чем в среднем по стране). В большинстве регионов доля абонентских высокоскоростных линий не превышала 20%, хотя были и исключения. Так, в Удмуртии, Красноярском крае и Свердловской области на широкополосные технологии приходилось до 30% всех каналов выхода в Internet, а в Великом Новгороде в сегменте частных пользователей широкополосный доступ и вовсе преобладал над коммутируемым.
Рис. 1. Региональная структура рынка услуг широкополосного доступа в России |
На технологическом срезе налицо — доминирование сетей Ethernet (68% общего числа подключений), за ними идут линии ADSL (25%) и только потом — сети кабельного телевидения (7%). Темпы роста широкополосных сетей доступа всех типов в середине года достигли 1500 тыс. новых подключений ежедневно. Как и следовало ожидать, наиболее высокими темпами развивались сети широкополосного доступа в регионах, а среди них, быстрее всего росло число «домашних» подключений по линиям ADSL (рис. 2). На Москву пришлось 44% новых подключений, на регионы — почти столько же (41%). Доля линий ADSL в новых подключениях по стране приблизилась к 1/3 и продолжала расти.
Рис. 2. Динамика широкополосных подключений в I полугодии 2005 г. (по сравнению со II полугодием 2004 г.) |
Согласно прогнозам J?son & Partners (точные данные пока неизвестны), в конце минувшего года в России должно было насчитываться 1,27 млн «домашних» широкополосных подключений, причем более половины — вне Москвы. Это означает, что за год число широкополосных каналов по стране увеличилось в 2,2 раза, а в регионах — даже в 3,2 раза.
Для сохранения высоких темпов роста есть все основания. Сегодня в России — более 7 млн домашних компьютеров. Регулярная Internet-аудитория превышает 8 млн человек (аналитики, использующие «мягкие» критерии ее учета, получают вдвое большие цифры) и ежегодно увеличивается по крайней мере на четверть. Как свидетельствуют результаты исследования J?son &Partners, свыше 90% сегодняшних Internet-пользователей имеют домашние телефоны, а 40% из них готовы платить за доступ к Сети более 15 долл. в месяц.
Таким образом, только в регионах за счет активных пользователей коммутируемого доступа могут появиться около 2 млн новых широкополосных подключений — в дополнение к нынешним 650-700 тыс. Этот сценарий сдерживается слабой осведомленностью о новых услугах, отсутствием потребности в высоких скоростях передачи данных и больших объемах трафика, технической сложностью подключения по одной из широкополосных технологий и его высокой стоимостью. Как показывает опыт столичного проекта «Точка. ру», преодоление таких барьеров вполне под силу операторам, готовым предложить невысокие тарифы (в регионах — от 10 долл. в месяц) и дешевый «внешний» трафик. А главное, им нужно активно строить общегородские сети доступа, что требует немалых инвестиций.
В последнее время в этой области наблюдаются заметные сдвиги. Еще полтора года назад инвестирование в сеть широкополосного доступа примерно 2 млн долл. расценивалось как крупный проект. В 2005 году были реализованы несколько проектов стоимостью 5 млн долл., а типичный уровень планируемых/запрашиваемых инвестиций на 2006-2007 годы составил уже 20 млн долл. В ближайшие два года масштабные проекты строительства сетей широкополосного доступа намерены запустить все МРК «Связьинвеста», большинство национальных и региональных альтернативных операторов и даже некоторые операторы мобильной связи. Интерес «сотовиков» к новому для них бизнесу неслучаен: достаточно сравнить финансовые показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность традиционного бизнеса сотового оператора и предоставления услуг широкополосного доступа (см. таблицу).
Прогноз J?son & Partners на 2010 год крайне оптимистичен. Через пять лет в России около 15 млн домохозяйств будут иметь компьютеры, до 80% домашних подключений к Internet станут осуществляться по широкополосным каналам, а суммарный объем этого рыночного сегмента вырастет на порядок — до 2,5 млрд долл. Показатель ARPU останется на уровне 15 долл. благодаря развитию многочисленных дополнительных услуг и сервисов Triple Play. Другими словами, на отечественном телекоммуникационном рынке будут наблюдаться те же тенденции, что и в экономически развитых странах. И уже сегодня дополнительные услуги примерно вдвое опережают традиционную мобильную передачу голоса по темпам роста, хотя их удельный вес в доходах сотовых операторов сравнительно невелик.
Значительное внимание на конференции по широкополосному доступу уделялось технологиям спутниковой связи. Факт удивительный, поскольку, как можно заключить из приведенных цифр, в сегменте домашних пользователей спутниковая связь попросту незаметна, да и на корпоративном рынке ее успехи далеки от желаемых. Объем мировой индустрии спутниковой связи составляет около 100 млрд долл., причем более половины этой суммы (в 2002 году — 49,1 млрд долл., в 2003 году — 55,9 млрд долл.) приходится на классические услуги связи. И производители, и операторы ждут не дождутся, когда же, наконец, и Россия станет заметна на телекоммуникационном небосклоне.
Такому развитию событий должны способствовать два фактора. Первый — значительное снижение стоимости VSAT-терминалов. Если в 1990 году средняя стоимость наземных VSAT-станций C- и Ku-диапазонов составляла, соответственно, 16 тыс. и 8 тыс. долл., то уже к концу 2002 года их цены практически сравнялись, опустившись до 1 тыс. долл. Второй фактор — появление в декабре 2004 года решения ГКРЧ о порядке частотного обеспечения земных VSAT-станций спутниковой связи Ku-диапазона на территории РФ. Это решение запустило процедуру конверсии радиочастотного спектра в полосах, зарезервированных для указанных устройств (14,33-14,37 и 14,408-14,5 ГГц). Был отменен порядок вынесения частных решений ГКРЧ об использовании указанных полос радиочастот при организации сетей на базе спутников «Экспресс» и «Ямал». Наконец, сократилось время, необходимое для получения операторами частотных присвоений и разрешительной документации.
Все это дало основание специалистам НИИР для следующих прогнозов. Если к концу 2005 года, по разным данным, в России насчитывалось 2200-2500 станций VSAT, то к 2010 году их число возрастет до 15-25 тыс. (т.е. увеличится в 7-10 раз), а к 2015 году — до 75-120 тыс. (в 34-48 раз). Как видим, прогнозы крайне оптимистичные. Вот только суждено ли им сбыться?