Служба новостей IDG, Сан-Франциско
Компания Texas Instruments намерена всерьез заняться повышением надежности и качества услуг передачи голоса в VoIP-сетях. Она собирается использовать для этого программный инструментарий управления качеством Piqua.
Протокол IP изначально ориентирован лишь на качественную передачу данных, но VoIP и другие мультимедийные приложения стремительно набирают популярность. Такой контент весьма чувствителен к потерям отдельных пакетов, задержкам и вариациям задержек потока данных (джиттеру), которые возникают в Internet. Увеличение пропускной способности каналов связи и использование современного оконечного оборудования делает мультимедийные приложения все более доступными для пользователей, но проблема долстижения стабильного качества голоса остается актуальной для конвергентных сетей.
![]() |
Как работает Piqua. Программное обеспечение Piqua является посредником между различными абонентскими устройствами и системой управления сетью (NMS) сервис-провайдера |
«Piqua поможет сервис-провайдерам проводить мониторинг услуг, отдельных устройств и сетей, а во многих случаях обеспечит автоматическую адаптацию сетевой инфраструктуры, — рассказывает Майкл Стич, директор по работе с сервис-провайдерами DSP-подразделения (Digital Signal processor) компании Texas Instruments (TI). — Данное решение позволяет снижать себестоимость услуг». А это, в свою очередь, должно вызвать снижение тарифов и лавинообразный приток новых пользователей в мир IP-телефонии.
По расчетам Стича, за несколько лет число абонентов услуг VoIP вырастет на порядок и достигнет десятков миллионов. Если при такой динамике служба поддержки будет заниматься решением индивидуальных проблем, связанных с качеством передачи голоса, то себестоимость услуг возрастет. Поэтому TI выпустила специальный инструментарий Piqua, который пригодится провайдерам, передающим по IP-сетям мультимедийную информацию, в том числе сигналы телевещения (IPTV), музыку, изображения с домашних охранных устройств и данные автоматизированных производственных систем.
Уверенности в успехе начинания придает активное использование микросхем TI в оборудовании VoIP. В конце года система управления качеством голосовых служб появится в составе продуктов, предназначенных для операторов связи и их партнеров по разработке клиентского программного обеспечения. «Motive и Viola Networks уже обратились к TI с просьбой внедрить Piqua в их программы управления IP-сетями», — сообщили представители Texas Instruments. Как пояснил Стич, в отдельных модулях Piqua используются стандартные отраслевые протоколы управления, которые могут служить для контроля над любым сетевым оборудованием. Однако в остальных случаях этот инструментарий управляет только продуктами на базе микросхем TI.
«Texas Instruments выпускает наборы микросхем, на которых основаны всевозможные устройства VoIP, в том числе IP-телефоны и шлюзы, — отметил аналитик IDC Уильям Стофега. — Привязка заказчика к продуктам одного производителя зачастую становится неизбежным побочным эффектом гонки за инновациями».
В Piqua входят разные инструменты для автоматического решения проблем со звонками. К примеру, если это ПО обнаружит задержки в передаче пакетов, оно сможет определить их причину и перенаправить звонок по другому маршруту либо изменить приоритеты конкретных приложений. Для уменьшения вариаций задержек используется динамический буфер данных, размер которого автоматически изменяется в зависимости от текущих условий передачи. При учащении потерь пакетов Piqua автоматически переводит службу в режим повышенной надежности, в котором поток данных передается по сети дважды.
По своему назначению Piqua является аналогом диагностических инструментов, встраиваемых в традиционные телефонные системы с коммута?цией каналов. С их помощью инженеры быстро определяют, что происходит между телефонным аппаратом абонента и сетью оператора. «Эти механизмы были утеряны, когда звонки стали транслироваться через IP-сеть, — констатирует Стич. — Наша система ориентирована на устранение проблем и в других мультимедийных приложениях, например передачи потокового видео. Piqua может оповещать оператора в случае превышения абонентом определенного лимита загрузки или отправки видеоконтента».
Как показывает проверка работы американских операторов, проведенное в июле прошлого года компанией Keynote Systems, качество звонков в пакетной сети — зачастую хуже, чем в традиционных телефонных системах. В исследовании Keynote Systems услуги «вторичных» провайдеров и операторов, владеющих сетевой инфраструктурой, оценивались по таким показателям, как доступность связи, доля прерванных соединений и разборчивость речи. По качеству передачи речи, в том числе наличию помех и шипения, звонки с помощью VoIP получили оценки от 3,5 до 5 по шкале Mean Opinion Score (MOS). Это — даже хуже показателей мобильных вызовов, оценки которых колебались от 3,6 до 5.
По прогнозу исследовательского агентства Yankee Group, в следующие несколько лет грядет ажиотажный спрос на услуги VoIP. Как считает аналитик Линдсей Шрот, оказание технической поддержки новым пользователям станет тяжелым бременем для тех сервис-провайдеров, которые не вооружены технологиями автоматического мониторинга сети. «Одной из проблем, которые можно решать с помощью Piqua, является ухудшение качества пакетного голоса. А качество снижается по целому ряду причин, в том числе из-за особенностей конфигурации сети, некорректной настройки программного обеспечения или неправильной прокладки кабеля», — отмечает Шрот.
Как проходило тестирование
За пять недель сотрудники Keynote Systems сделали порядка 163 тыс. телефонных звонков между Сан-Франциско и Нью-Йорком через сети шести сервис-провайдеров VoIP. На участке «последней мили» звонки маршрутизировались по трем сетям бизнес-класса и четырем широкополосным сетям доступа для индивидуальных пользователей (по двум кабельным и двум DSL-сетям). Каждый звонок оценивался по 180 показателям. Помимо надежности сервиса (она устанавливалась на основе количества попыток успешного соединения и доли прерванных сеансов) аналитики Keynote определяли качество звучания и уровень задержек голоса по стандарту Perceptual Evaluation of Speech Quality (PESQ), известному как ITU-T P.862.
Июльское исследование Keynote Systems выявило самого надежного провайдера VoIP-услуг, которым оказался Vonage (99,4% успешных попыток соединения). Самый худший показатель надежности составил 94,8%. Это означает, что примерно 5% вызовов разрываются (либо их вообще невозможно установить). Для сравнения: средний уровень доступности телефонных сервисов в сетях ТфОП равен 99,9%. По результатам тестов, самым «качественным» оператором, обеспечивающим лучшее звучание речи, является AT&T (сервис CallVantage).