мобильной связи, и о перспективах этого рынка президент «Евросети» Элдар Разроев рассказал заместителю главного редактора «Сетей» Алексею Есауленко.
Англоязычный термин Mobile Virtual Network Operator, как и любое другое новое понятие, требует расшифровки. Что Вы под ним подразумеваете?
Мы пытались определить MVNO, используя только русские слова, и пришли к выводу, что наиболее адекватным будет термин «сеть подвижной связи без радиочастотного ресурса». То есть MVNO является таким же сотовым оператором, как и все остальные, но с одним различием — у него нет своей радиоподсистемы. Он ее арендует у хостингового (базового) оператора. Все прочие определения предполагают некие частные допущения: якобы, есть полностью виртуальные мобильные операторы, а есть и частично виртуальные. Но обсуждать все эти терминологические вариации бессмысленно. Картина должна быть предельно ясной: либо ты оператор сотовой связи и предоставляешь соответствующие услуги, либо ты занимаешься чем-то другим.
Считаете ли Вы, что в России созрели предпосылки для развития MVNO?
Они даже перезрели. Российскую ментальность очень хорошо передает поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», но все здравомыслящие люди уже понимают необходимость развития виртуальных операторов в нашей стране. Как только будет продан «Связьинвест», начнется выдача лицензий на сети 3G. А их создание сопряжено с так называемой «проблемой двух третей». Суть ее состоит в том, что любая телекоммуникационная услуга ежегодно дешевеет в среднем на 10%. С учетом этой тенденции можно понять, что на рубеже 2009-2010 годов выручка российских сотовых компаний от голосового трафика сравняется с его себестоимостью. Для игроков, которые намерены строить сети третьего поколения, нет иного выхода, кроме как существенно изменить структуру ARPU. Фактически, они должны добиться того, чтобы две трети их доходов формировались за счет новых услуг.
Сейчас картина — прямо противоположная. При самом оптимистичном раскладе дополнительные услуги дают немногим более 15% выручки ведущих сотовых операторов. Возникает вопрос: как они сумеют адаптировать свой бизнес к новой реальности? Самостоятельно это сделать не получится, что подтверждает неудача внедрения МТС услуг i-mode. Можно с полной определенностью констатировать, что данная инициатива провалилась: хотя оператор раздал множество бесплатных телефонов с функцией i-mode, число подписчиков сервиса не превысило 10 тыс., и ожидавшегося прорыва не произошло. Операторы третьего поколения рискуют столкнуться с колоссальными проблемами, которые разрушат их экономику.
Удержать тарифы на голосовой трафик сотовым операторам не удастся. Этого еще можно достичь, если на рынке присутствуют лишь один-два игрока, но в России действуют и «большая тройка», и несколько крупных региональных холдингов. Они продолжат конкурировать друг с другом и обескровят свои бюджеты.
А появление виртуальных операторов позволит решить злополучную проблему «двух третей». Именно по этой причине отечественный сотовый рынок должен заблаговременно подготовить почву для развития MVNO. Уже сейчас нужно отработать механизмы взаимодействия базовых и виртуальных операторов, найти для них приемлемые для них условия работы. За один день такие вещи не делаются.
Как бы Вы охарактеризовали отношение операторов «большой тройки» к нарождающемуся классу MVNO?
Они заняли выжидательную позицию, и мне это кажется недальновидным. Но нас в меньшей степени интересуют нынешнее отношение к MVNO операторов «большой тройки», поскольку они не смогут игнорировать появление на рынке даже одного действующего игрока. Если нам удастся выстроить эффективный бизнес MVNO хотя бы в одном регионе (как известно, «Евросеть» тестирует сеть MVNO в опытной зоне на базе инфраструктуры «СМАРТСа»), ведущие операторы поймут необходимость сотрудничества с нашей компанией. Мы не пытаемся их уговаривать, так как считаем это неблагодарным делом. Сейчас важнее запустить услуги в коммерческую эксплуатацию.
А вот отношение к MVNO отраслевого регулятора очень важно для всех участников рынка. До недавнего времени складывалось впечатление, что он мыслит стратегически и способствует появлению MVNO в России. Однако в последние месяцы картина почему-то изменилась. С сентября прошлого года из месяца в месяц откладывается заседание научно-технического совета Мининформсвязи РФ, на котором должны быть подведены промежуточные итоги испытаний виртуальных сетей. Разумеется, регулятор вправе изменить отношение к MVNO, посчитав таких операторов бесполезными. Но он обязан открыто прояснить свою позицию по данному вопросу.
Почему «Евросеть» проявила интерес к этому виду бизнеса? Не могли бы Вы описать минимальный «джентльменский набор» ресурсов, необходимых для вывода на рынок виртуального оператора?
Проанализируем предпосылки, которые могут привести к успеху бизнес MVNO. Необходимы, во-первых, сильный брэнд, а во-вторых, широкий доступ к потенциальным клиентам. Важен и опыт работы в розничном сегменте мобильного рынка, но это условие не является обязательным. «Евросеть» отвечает всем указанным критериям, и логичным продолжением диверсификации ее бизнеса стал проект организации виртуального оператора.
MVNO — очень гибкая концепция. Она позволяет даже небольшой компании предложить на рынке телекоммуникационных услуг нишевый продукт и занять на нем заметное место. Наличие клиентских отношений, мощного брэнда и технической команды, способной создать требуемую инфраструктуру, — вот джентльменский набор для выхода на рынок MVNO. А еще, конечно же, требуются инвестиции — примерно 1 млн долл. На сегодняшний день это не та сумма, которая может испугать крупных российских предпринимателей.
Расскажите, пожалуйста, как проходит тестирование сети MVNO вашей компании?
Еще в прошлом году мы приступили к строительству опытной зоны сети MVNO в Самарской области. Сейчас, на начало февраля, пользователями этой сети являются наши сотрудники из местного филиала «Евросети». В тестовом режиме они пользуются услугами передачи речи, приема-передачи SMS и рядом сервисов на базе GPRS. Кроме того, проводится настройка WAP-сервиса, и вскоре нашим некоммерческим абонентам будут доступны дополнительные информационные услуги.
Использование в качестве «подопытных» собственных сотрудников позволит нам более качественно протестировать работу сетевых служб. Комплексные испытания и нагрузочное тестирование предполагается завершить к 30 марта. А во II квартале «Евросеть» рассчитывает получить лицензию, сдать сеть в эксплуатацию и приступить к оказанию коммерческих услуг MVNO. Поначалу виртуальная сеть будет функционировать только в Поволжье, а ее географическое расширение зависит от эффективности нового бизнеса.
Каков Ваш прогноз развития в России бизнеса MVNO в ближайшие годы?
Наверное, Россия не изобретет велосипед. В тех странах, где есть операторы MVNO, доля их подписчиков не превышает 15% всех абонентов сотовых сетей. Относительно России можно сделать такой прогноз: если через три года после запуска MVNO-сетей доля их пользователей в совокупной абонентской базе достигнет 10%, это будет колоссальный успех. Следовательно, и объем доходов операторов MVNO может составить десятую часть общей выручки сотовых операторов. Скорее всего, показатели окажутся меньшими. Думаю, на первом этапе желание получить лицензию на услуги MVNO выразят около сотни фирм. Число виртуальных операторов, запустивших сети на практике, будет измеряться несколькими десятками, а в конечном счете на рынке останутся не более 20 компаний.