Сотрудники большинства компаний нуждаются в надежной мобильной связи с офисом. Это породило целый рынок устройств — от «связки» КПК и сотового телефона до смартфонов с предустановленными почтовыми клиентами. Но готовы ли сотовые операторы оказывать соответствующие услуги?

Где растет «черника»?

Телефон, электронная почта, доступ к Web, корпоративным приложениям и базам данных — это практически все, что нужно сотрудникам предприятий и организаций. Как свидетельствуют исследования канадской компании Research In Motion (RIM), ее решения для карманных устройств Blackberry позволяют ежедневно сокращать простои персонала в среднем на 54 мин, а за год высвобождают 196 ч рабочего времени. Эффективность бизнес-процессов возрастает почти на треть.

Основное назначение сервиса Blackberry, который RIM предоставляет в 30 странах на базе 70 операторов сотовой связи, — защищенный мобильный доступ к электронной почте и корпоративным базам данных в режиме реального времени. В США подписчиками сервиса являются более 3 млн человек.

Несмотря на успешный опыт западных коллег (в Европе и США почтовые сервисы обеспечивают все крупнейшие операторы сотовой связи), в России проявляется довольно вялый оптимизм по этому поводу. Отечественные операторы считают недостатками мобильной почты ограниченный модельный ряд терминалов и общую неподготовленность пользователей. Однако клиентское ПО BlackBerry лицензировано для большинства мобильных платформ, поэтому доступ к дополнительным возможностям сотовой связи зависит лишь от желания оператора.

Ростки на местной почве

В коммерческом режиме услуги корпоративной мобильной почты предоставляет только «Вымпелком». Его сервис «Мобильная почта» базируется на решении Duality компании Smartner. На конец 2005 года к системе были подключены порядка 100 компаний (свыше 1 тыс. конечных пользователей). «Мобильная почта» схожа со всемирно известным сервисом Blackberry.

Использование технологии «проталкивания» почтовых сообщений позволяет абонентам работать с электронной корреспонденцией в режиме реального времени, обеспечивает полную синхронизацию почтового ящика мобильного устройства и почтового клиента в составе корпоративной системы (Microsoft Exchange, IBM Lotus Notes). Для доступа к ней необходимы смартфон или карманный компьютер под управлением ОС Symbian либо Windows Mobile, а также специальное ПО, предоставляемое оператором сотовой связи. По своей сути «Мобильная почта» идентична BlackBerry, но имеет весомое преимущество — не требует «привязки» пользователей к мобильным устройствам определенной марки.

Вскоре «Вымпелком», возможно, будет предлагать два почтовых сервиса, не пересекающихся друг с другом. Сообщается, что его технические специалисты успешно провели все тесты, регламентируемые соглашением с RIM о запуске услуги Blackberry. Для ее ввода в коммерческую эксплуатацию осталось решить процедурные вопросы с государственными контролирующими органами.

Конкуренты пока не предпринимают ответных действий. МТС уже полгода твердит, что вскоре предложит сервис BlackBerry, но дальше разговоров дело не идет. «МегаФон» уже несколько лет обеспечивает услугу мобильной почты: его абоненты могут просматривать электронные почтовые ящики при помощи любых GSM-телефонов. Но параллельную закачку почты на терминал и рабочий компьютер пользователя оператор не поддерживает — возможен лишь удаленный доступ к личному ящику по GPRS/EDGE.

Для стандарта, в котором работает сеть «Скайлинк», пока не выпускаются смартфоны. Однако абоненты могут применять почтовые программы на КПК и забирать почту с корпоративного сервера, подключаясь к нему с помощью VPN или обычного Internet-доступа. Частным клиентам предлагаются услуги портала SkyPoint. Как отмечают представители «Скайлинка», технология Push в обозримом будущем использоваться не будет.

Оборудование и программное обеспечение позволяют синхронизировать почту на мобильном компьютере и корпоративном почтовом сервере без активации дополнительных услуг. Маркетологи «Скайлинка» полагают, что целесообразнее не развивать специальные услуги мобильной почты, а продвигать комплексный продукт в рамках пакетов «Доступ в Интернет» и «VPN-доступ».

В ожидании урожая

Как ни крути, именно BlackBerry считается стандартом корпоративных систем мобильной почты. У этой разработки — закрытое ПО и собственная операционная система, но она хорошо интегрируется с большинством систем электронного документооборота. Соответственно, BlackBerry можно использовать и в тех странах, где данная технология не поддерживается операторами, хотя обходится это дороже.

Судите сами. Скажем, центральный сервер услуги BlackBerry для крупной компании установлен где-нибудь в Западной Европе, а ее сотрудники перемещаются по всему миру. Находясь в России, они подключаются по специальным роуминговым тарифам data-only и получают беспроводной доступ к корпоративным почтовым ящикам. Устройства для чтения почты, конечно же, оптом закупаются в Европе или США, поэтому о поддержке кириллицы можно забыть. Голосовую связь в России, как правило, отключают, дабы сотрудники фирмы не тратили слишком много денег. Вот и приходится корпоративным «экспатам» пользоваться сразу двумя устройствами — коммуникатором BlackBerry и сотовым телефоном, подключенным к местному оператору.

Эксперты утверждают, что в нашей стране множество фирм (и порядка 30-50 тыс. потенциальных пользователей) очень ждут внедрения такого сервиса любым оператором «большой тройки». Все-таки подобные решения обеспечивают более высокий уровень безопасности, чем самый современный карманный компьютер. В этой связи оператор, решивший оказывать услуги на базе BlackBerry, должен решить вопрос с протоколом шифрования. По российским нормам все криптоключи необходимо передавать в соответствующие госорганы для сертификации, чего очень не хотят делать создатели сервиса. Видимо, нестыковка позиций по данному вопросу не добавляет оптимизма отечественным операторам.

Кажется, сегодня им самое время подумать об альтернативных предложениях. Судя по интересу мировых вендоров к сегменту бизнес-услуг мобильной связи, скоро на нем станет тесновато. Компания Microsoft анонсировала поддержку технологии Push-E-mail в пятой версии ОС Windows Mobile. А производитель устройств BlackBerry продал лицензии на свое ПО фирмам Nokia и SonyEricsson, которые внедрили технологию RIM в некоторые модели их телефонов. Другие поставщики коммуникаторов, в частности Palm, пошли по пути создания собственных почтовых клиентов.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор


Техника доступа

Известные решения для корпоративной системы электронной почты создаются на базе push-технологии. Именно она отвечает за работу абонента с электронной почтой, календарем и списком контактов в любое время и из любой точки мира, где есть сотовая связь. Функционирует такое решение на мобильном устройстве с операционной системой как дополнение к уже установленному почтовому клиенту. Суть услуги корпоративной мобильной почты заключается в том, что вне зависимости от местонахождения абонента вся его электронная корреспонденция доставляется на смартфон или коммуникатор непосредственно после поступления в почтовый ящик.

Для мобильного доступа к корпоративной почте не нужно заводить отдельный ящик: достаточно установить правила фильтрации на почтовом сервере. Однако необходимо дополнительное оборудование «на том конце провода». Это может быть выделенный сервер с ОС Windows 2000 Server SP3 или Windows 2003 Server.

Принцип работы системы достаточно прост. Как только электронное сообщение достигает электронного ящика пользователя на корпоративном почтовом сервере, об этом уведомляется специальный модуль, Push-коннектор. Он помечает входящее сообщение и генерирует новое письмо уже в собственном формате, который содержит исходное сообщение в сжатом зашифрованном виде. Затем корреспонденция передается через корпоративный почтовый сервер на сервер ретрансляции, находящийся у провайдера сотовой связи. Он принимает сообщение, извлекает содержащуюся в нем информацию (еще в зашифрованном виде) и передает ее по обычному TCP-соединению Push-клиенту. Аналогичным образом, но в обратном порядке сообщения передаются с мобильного устройства на сервер корпоративной почты.

Задействованный при организации сервиса Push-протокол оптимизирован для беспроводных сетей. Он минимизирует объем пересылаемой служебной информации между пользователями и серверами.

Все сообщения, передаваемые между Push-коннектором и Push-клиентом, зашифровываются с помощью 128-битного ключа, который никогда не передается «по воздуху». Сервер ретрансляции не имеет доступа к этому ключу и не может раскрыть информацию, пересылаемую между корпоративным компьютером и мобильным устройством, — он просто передает пакеты данных. Шифруется все сообщение целиком, включая заголовок, что не позволяет внешнему оператору узнать даже адрес отправителя и получателя.