Телекоммуникационные технологии являются главным, но далеко не единственным активом корпораций Alcatel и Lucent.
Производство спутниковых систем, наряду с другими стратегическими активами Alcatel, было решено передать французской промышленной группе Thales |
У обоих промышленных гигантов есть определенные обязательства перед правительствами их государств, связанные с национальной обороной и безопасностью. Наличие таких контрактов усложняет и без того непростой процесс объединения компаний с многомиллиардными оборотами. Не исключено, что именно это обстоятельство стало непреодолимым препятствием в переговорах о слиянии пятилетней давности.
На сей раз стороны попытались учесть интересы государственной безопасности, для чего пошли на радикальные преобразования своих бизнес-структур. Первой особые условия слияния выдвинула Lucent, располагающая огромным исследовательским подразделением Bell Labs с 26 тыс. ученых и инженеров. Нетрудно подсчитать, что штат исследовательского подразделения Lucent мог бы составить почти треть всего персонала объединенной корпорации.
В стенах Bell Labs осуществляются разработки различной направленности, в том числе — по заказу военных и правительственных структур США. Очевидно, что сделка могла быть одобрена регулирующими органами США только после получения ими определенных гарантий подконтрольности соответствующих научно-исследовательских проектов. В объединительной процедуре этот «подводный камень» предусмотрен.
Как утверждалось в одном из первых совместных пресс-релизов, после завершения сделки новая корпорация сформирует в США дочернее предприятие под эгидой Bell Labs с полностью независимым управлением. Оно примет на себя обязательства Lucent по контрактам с американскими правительственными организациями. Во главе независимой структуры будет совет директоров, состоящий из граждан США, чьи кандидатуры утвердит правительство этой страны. Буквально на следующий день после объявления о слиянии Lucent назвала их имена: бывший министр обороны Уильям Перри, бывший директор Центрального разведывательного управления Джеймс Вулси и бывший директор Агентства по национальной безопасности Кеннет Минихан. Комментарии, как говорится, излишни.
Alcatel не осталась в долгу и тоже решила вывести из структуры новой корпорации свои стратегические активы. В ее портфеле немало прямых контрактов с правительствами Франции и Евросоюза. Большинство из них обслуживаются через отдельное предприятие, в котором французский концерн имеет контрольный пакет акций. Речь идет о производителе спутниковых систем Alcatel Alenia Space, появившемся в июле 2005 года после слияния аэрокосмических подразделений Alcatel и итальянской компании Finmeccanica.
Синергетический эффект объединения Alcatel Space и Alenia Spazio привел к тому, что в Европе появился крупнейший игрок космической индустрии с годовым оборотом около 2 млрд евро. По совокупной выручке он стал третьим в мире, уступив лишь американским гигантам Boeing и Lockheed Martin. Корпорации Alcatel достались 67% акций этого предприятия, а Finmeccanica — оставшиеся 33%.
Еще одним «продуктом» сделки стала фирма Telespazio, являющаяся сегодня мировым лидером в сфере космических услуг. Распределение долей в этом СП обратное: Alcatel располагает 33% акций, а итальянская сторона — 67%.
Космический бизнес Alcatel, а также производство систем безопасности для транспорта и спецслужб было решено передать одному из главных промышленных партнеров Alcatel во Франции — электротехнической корпорации Thales. Это предприятие с годовым оборотом 10,3 млрд евро работает в 30 странах и имеет 60 тыс. сотрудников. Основная его специализация — космическое оборудование, системы обороны и безопасности. Взамен Alcatel увеличит свою долю в акционерном капитале Thales с 9,5 до 21,6% и получит от компании после завершения сделки 673 млн евро. Крупнейшим держателем акций Thales (27,1%) останется французское правительство. Эта сделка тоже подлежит одобрению советами директоров Alcatel и Finmeccanica, после чего она пройдет согласование в регулирующих органах Евросоюза.
Таким образом, сделку с Thales можно считать своеобразным «симметричным» ответом Alcatel на поставленные Lucent условия выделения независимой дочерней структуры. В официальных документах для прессы говорится, что члены совета директоров Thales, назначаемые от лица объединенной компании, должны быть гражданами Евросоюза. А осуществлять взаимодействие с этой корпорацией будет либо сам глава Alcatel Серж Чурук, либо один из французских директоров новой корпорации.