Звонить по принципу «дальше — не значит дороже» весьма удобно. Особенно это актуально для корпоративных пользователей, у которых объем дальних звонков традиционно велик, ведь современный бизнес не признает границ и расстояний.
Тарифы на услуги дальней связи снижаются со скоростью 10-15% в год одновременно с увеличением числа предложений альтернативных операторов. Но есть и более радикальные способы снижения стоимости звонков, в том числе услуга обратного вызова (Call back).
Экономия на вызовах
В России услуга Call back исторически внедрялась в тех регионах, где операторы фиксированной связи вводили повременную оплату телефонных разговоров. Организовывали такие услуги преимущественно провайдеры Internet-доступа, чтобы абоненты, использующие dial-up, платили только за «чистый» доступ в сеть, без наценок в виде повременных тарифов местных монополистов. Потом сервис был опробован операторами «карточной» IP-телефонии. Услуга обратного вызова оказалась особенно удобной для тех пользователей, чьи офисные телефоны были отключены от «восьмерки» — прямого выхода на автоматическую междугороднюю связь.
Применительно к дальним звонкам услуга осуществляется на удивление просто: абонент набирает телефонный номер доступа к ней, и номер, с которого сделан звонок, определяется оборудованием оператора. После этого связь автоматически разрывается, а через несколько секунд телефонный сервер провайдера инициирует обратный вызов. Ответив на него, абонент слышит стандартное приветствие с просьбой ввести PIN-код предоплаченной карты. После его ввода работа осуществляется в обычном режиме, то есть набирается междугородний/международный номер вызываемого абонента.
Для корпоративных абонентов услуги обратного вызова имеют множество преимуществ. Во-первых, обеспечивается полный контроль над расходами на связь. С крупными клиентами телекоммуникационные операторы обычно работают на условиях оплаты по факту предоставления услуг, причем каждый звонок и его продолжительность фиксируются. Во-вторых, компания может установить персональные пароли для всех пользователей с лимитами ежемесячных расходов и управлять, таким образом, корпоративным бюджетом на связь. В-третьих, снижаются потери от нецелевого использования ресурсов, так как с помощью АОН коммутатор обслуживает лишь запросы с телефонов, прописанных в его базе данных как разрешенные. Уменьшаются и затраты на стоимость местного соединения до узла оператора связи, если, конечно, клиент использует повременную схему оплаты услуг местного оператора.
Call back в мобильном варианте
Услуга обратного вызова получает признание и на рынке сотовой связи, но в несколько видоизмененной форме. Предположим, вызывающий абонент находится в роуминге. Чтобы воспользоваться услугой Call back, он должен набрать на клавиатуре телефона USSD-заявку на соединение. Она состоит из кода услуги (ее нужно уточнить у домашнего оператора) и 10-значного номера абонента. При желании, чтобы «автоматизировать» процесс ввода, несколько наиболее важных номеров можно записать (именно в таком формате) в телефонную книжку. Нужная USSD-команда исполнится при запуске из списка контактов.
Заявка будет принята оператором, и на дисплее телефона высветится соответствующее сообщение. Оборудование осуществит проверку номера, и если формат набора окажется неправильным, абоненту будет отослано SMS-сообщение, а соединение не состоится. При положительном результате проверки сотовый оператор даст команду на соединение с вызываемым собеседником, который услышит в трубке голосовое сообщение типа «с Вами будет говорить абонент такой-то компании». Далее система установит соединение с инициатором звонка.
Принцип действия услуги CallBack для мобильного абонента в гостевой сети |
Вызываемый абонент получает входящий звонок с сотового номера, поэтому вызов для него бесплатен. А для вызывающей стороны входящий вызов, пусть и в роуминге, стоит значительно дешевле, чем исходящий на телефоны «домашнего» оператора сотовой связи. Так что пользователю, находящемуся в зарубежной поездке, дешевле заказать «звонок самому себе», чем осуществить вызов «напрямую». Для сотового оператора это тоже — вполне подходящий вариант оказания услуги: свой объем трафика (и деньги с абонента) он все равно получит, а наличие услуги обратного вызова только усилит лояльность абонентов и увеличит количество их роуминовых звонков.
Но и в «домашней» сети мобильного оператора технология Call back может найти применение. Она подходит для оптимизации расходов абонентов на дальние звонки по России и за рубеж. Правда, такую услугу будут предоставлять, скорее всего, альтернативные операторы, поскольку сотовые компании заинтересованы в звонках «напрямую». У членов «большой тройки» сложились более-менее разумные цены на внутрисетевые звонки в пределах России, но вызов на городские номера до сих пор обходится неоправданно дорого. Значит, и в этом случае выгодно использовать такой сервис.
Экономия на местном уровне
Схема действия услуги Call back на этом уровне мало чем отличается от уже описанных. Абонент осуществляет вызов с мобильного телефона на пул сервис-провайдера (причем вызываемый номер — не городской, а мобильный), вводит свой пин-код и ожидает обратного звонка. Такой вариант подходит тем, кто подключен по тарифным планам с посекундным округлением с первой минуты разговора, иначе все равно придется платить за минуту соединения. Но подобных тарифов становится все меньше, а многие провайдеры вводят технологию авторизации на основе автоматического определения номера.
Пользователь набирает номер пула оператора, слышит два коротких гудка и нажимает клавишу «отбой». На стороне оператора компьютер проверяет баланс пользователя, закрепленного за определившимся номером, и, при его положительном значении, осуществляет обратный звонок. Далее абонент набирает требуемый номер городской сети, и голосовой трафик транслируется через мост GSM/ТфОП. О принципах функционирования межсетевых мостов корпоративного уровня мы рассказывали в статье «По невидимым мостам» (№18 за 2005 год). Решения, установленные у сервис-провайдеров, по сути, отличаются лишь более высокой пропускной способностью.
Обычно за телефонным пулом провайдера услуги Call back «закреплены» безлимитные тарифы сотовых операторов, поэтому его расходы на связь за счет инициации дополнительного вызова не увеличиваются. Конечный пользователь тоже избегает переплаты, поскольку тарифы за соединение с городскими номерами для него теперь не превышают средней стоимости внутрисетевого звонка.
Принцип действия услуги CallBack для мобильного абонента на местном уровне |
При обслуживании корпоративных клиентов провайдер может завести специальный счет, позволяющий оперативно добавлять номера сотовых телефонов, с которых компания-клиент обеспечивает возможность пользования подобной услугой. Наблюдать за корпоративными расходами удобно в режиме реального времени через личный кабинет пользователя, доступ в который осуществляется через Internet.
С вступлением в силу принципа CPP (платит вызывающая сторона), которое ожидается 1 июля, у корпоративных пользователей появится еще более интересный вариант работы с обратным вызовом, а именно — заказ обратных звонков через Internet. Схема достаточно проста. Для начала следует зарегистрироваться на сайте подобного проекта и открыть там депозитный счет. Далее, через персональный Web-интерфейс, можно заказывать «обратные звонки» на любой мобильный или фиксированный телефон.
IP-альтернатива обратному вызову
Поскольку Internet считается необходимым средством коммуникаций большинства компаний, IP-среду можно легко приспособить для передачи голосовой информации на телефоны любых внешних сетей. К примеру, в рамках сервиса Skype предлагается осуществлять звонки с компьютера на стационарный или сотовый телефон (услуга Skype Out). Исходящим устройством может быть специальная трубка, подключенная к ноутбуку через USB, КПК с гарнитурой или смартфон. В перспективе уменьшать стоимость дальних звонков по сетям мобильной связи удастся с помощью видеоконференций между мобильными устройствами.
На отечественном рынке предлагаются телефоны с двумя камерами, с помощью которых, теоретически, можно осуществлять видеозвонки. Запуск подобных услуг в тестовом режиме федеральные операторы уже предпринимали. Выгода для абонента заключается в том, что передача видеоинформации и голоса будет осуществляться по пакетным сетям EDGE. С телефонных камер будут передаваться небольшие объемы информации, поэтому стоимость 1 Мбайт трафика (0,19 долл.) кажется очень скромной по сравнению с расценками на традиционную связь с другим континентом (несколько долларов за минуту).
Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор