В начале лета крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот — российские авиалинии» объявил о запуске системы онлайновых платежей. Теперь пассажиры могут не только бронировать, но и оплачивать билеты через Internet по кредитным картам.
В идеале, эта система должна избавить пассажиров от необходимости использовать бумажные билеты, а также позволить получать посадочные талоны в аэропорту по распечаткам сведений об Internet-заказах. Однако в России пока отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая выпуск электронных билетов (e-tickets), и пассажиры по-прежнему вынуждены получать в офисах авиакомпаний их бумажные варианты. «Практически все страны переходят на использование e-tickets, — с горечью констатировал коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров. — Чтобы не оказаться в изоляции и не потерять зарубежные рынки, мы должны соответствовать мировым стандартам».
Алексей Сидоров: «Чтобы не оказаться в изоляции, мы должны соответствовать мировым стандартам» |
Проблема легализации электронных билетов обсуждается с российскими властями уже почти два года. За это время «Аэрофлот» и Министерство транспорта подготовили необходимую документацию, которая отправлена на утверждение в Минюст. По словам Сидорова, возможны два сценария развития ситуации: для разрешения проблемы окажется достаточно приказа Минтранса или решение все-таки будет проведено через Государственную думу (а это сопряжено с огромным количеством юридических нюансов).
Задержка с принятием положительного решения об электронных билетах ставит российские авиакомпании в весьма щекотливое положение. Международная организация гражданской авиации предписывает всем авиаперевозчикам ввести в действие e-tickets до конца следующего года. Если на тот момент в России не появится система их обслуживания, западные рынки будут просто-напросто закрыты для российских авиафирм. Кроме того, требуется установка в аэропортах автоматизированных систем.
«Аэрофлот» — единственная российская авиакомпания, которая уже внедряет данную технологию. По словам Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора и директора департамента информационных технологий «Аэрофлота», в Шереметьево-2 уже действует система обслуживания электронных билетов, которой пользуются пассажиры Alitalia. Кирюшин также заявил, что внедрение e-tickets означает существенное сокращение расходов. По подсчетам «Аэрофлота», экономия для гражданской авиации составит 9-10 долл. с каждого билета.