Исследование, проведенное авторитетной группой Economist Intelligence Unit, показало, что к 2020 году Китай станет второй в мире экономической державой (после США) с крупнейшей технологической отраслью.
К этому времени доля Азии в мировой экономике вырастет с нынешних 35 до 43%. Об истинных масштабах наблюдаемого на юго-востоке Евразии экономического чуда можно судить, например, по результатам деятельности тайваньской компании Powercom. Она стремительно развивает свой бизнес в мире, а особенно в нашей стране. Летом Powercom организовала пресс-тур, в ходе которого российские журналисты посетили ее заводы в южном Китае.
На промышленном юге
Powercom предлагает всевозможные системы бесперебойного электропитания — от бюджетных моделей для домашнего применения до «тяжелых» корпоративных решений мощностью 120 кВА. Оборот тайваньской фирмы в 2005 году составил 120 млн долл., а в 2006 году он прогнозируется на уровне 130 млн долл.
Александр Хорошилов: «На долю России и других стран СНГ приходится едва ли не половина всех продаж Powercom» |
В Китае у Powercom действуют два производственных предприятия, расположенных в Гуандунге — одной из самых развитых провинций страны. На ее небольшой территории разместились несколько мегаполисов с общим населением более 80 млн человек (не считая 30-миллионного Гонконга, с которым Гуандунг граничит на юге).
Первое предприятие Powercom, представленное российской прессе в ходе ознакомительной поездки, находится в предместье 20-миллионного Донгуана и называется Ke-Huang Plant. Донгуан расположен в 50 км к юго-востоку от кантона Гуаньчжоу — мегополиса с 30-миллионным населением, крупнейшего промышленного и культурного центра южного Китая.
Ke-Huang Plant включает в себя три фабрики, на которых трудятся 1120 человек. Площадь производственных помещений Ke-Huang Plant составляет 19,12 тыс. кв. м. Здесь организован полный производственный цикл выпуска ИБП Powercom — от металлических и пластмассовых корпусных деталей до рабочих микросхем. Ежемесячно на этих фабриках производится около 50 тыс. единиц продукции, из которых 10% относятся к категории оффлайновых источников, а 90% — к линейно-интерактивным ИБП разной мощности. Весь производственный цикл Ke-Huang Plant сертифицирован на соответствие стандартам системы качества ISO.
Еще одна фабрика Powercom находится на западной стороне эстуария знаменитой Жемчужной реки (Pearl River), неподалеку от многомиллионного мегаполиса Жонгшан. Местный завод GuangHong Plant расположен на территории гигантского национального центра высоких технологий Torch Industrial Park. Завод ежемесячно выпускает до 70 тыс. единиц продукции, из которых 15% приходятся на системы класса off-line, а 85% — на линейно-интерактивные ИБП. GuangHong Plant занимает 18 тыс. кв. м, а его штат составляют 480 сотрудников, в том числе 20 инженеров-разработчиков.
Головной офис и третья по счету фабрика Powercom находятся на Тайване. На острове компания производит в месяц 20-30 тыс. единиц продукции, основная часть которых относится к категориям микро-ИБП и ИБП класса on-line.
Кадры решают все
На фабриках в южном Китае задействовано современное оборудование японских и тайваньских промышленных концернов, таких как Matsushita, Panasonic и JDE. Вместе с тем значительная часть работ выполняется вручную — благо, трудовые ресурсы в материковом Китае необычайно дешевы. В промышленно развитые южные провинции съезжаются на заработки миллионы молодых людей из сельской местности, чаще всего не имеющих какой-либо квалификации. Потому и производственный процесс на местных предприятиях основан на соответствующем принципе: один рабочий — одна операция, причем самая примитивная. Дискретизация процесса производства на простейшие составляющие позволяет экономить огромные средства из фонда оплаты труда, подготовки и найма персонала.
В многочисленных промышленных зонах и технологических парках приехавшим на заработки предоставляются бесплатное общежитие, форменная одежда и питание. Средняя заработная плата рабочего составляет 70 долл. в месяц. Инженеры получают в два-три раза больше и считаются людьми весьма обеспеченными.
Работодатели обеспечивают полную взаимозаменяемость трудовых кадров при высочайшей дисциплине производства и организации быта. Рабочий день на фабриках Powercom начинается с общего построения и зарядки. Средний возраст работников — 20 лет. Это самая мобильная и активная часть современного китайского общества.
Правительственные учреждения поддерживают трудовую миграцию населения и положительный инвестиционный климат в промышленно развитых районах Поднебесной. За счет государственных дотаций осуществляется масштабное строительство новых заводов, транспортной инфраструктуры и жилых кварталов.
Вдогонку за лидером
Как сообщил Александр Хорошилов, директор по маркетингу московского офиса Powercom, среди ключевых рынков сбыта его компании числится и Россия.
По некоторым оценкам, доля Powercom на рынке ИБП нашей страны составляет 7%. Стратегическая задача российского дивизиона компании состоит в том, чтобы прочно закрепиться на второй позиции рейтинга сильнейших игроков российского рынка ИБП. Хотя отставание Powercom от основного конкурента, корпорации APC, еще достаточно велико, тайваньская фирма развивается очень динамично и увеличивает оборот примерно на 20% в год.