Как бы стремительно ни развивались информационные технологии, телевидение в России по-прежнему — самый массовый источник информации.

Так, в зону вещания телеканала «Россия» входят 97% территории страны, в том числе те районы, где нет ни телефонов, ни Internet. Неудивительно, что технология, столь доступная и привычная для населения, остается в фокусе внимания руководителей крупных телекоммуникационных компаний.

Тем не менее эфирное вещание является для большинства операторов запретным плодом. Жесткая политика государства в области лицензирования, необходимость серьезных инвестиций и ограниченность ресурсов для развития этой технологии делают рынок эфирного телевидения доступным лишь для избранных. Но выходцам из телекоммуникационной среды позволила «внедриться» на рынок телевещания технология кабельного телевидения CATV (CAble TeleVision).

Еще в 1939 году в Москве была построена первая система кабельного телевизионного вещания на 30 абонентов, которая проработала вплоть до 1956 года. К оказанию коммерческих услуг CATV операторы связи приступили лишь в начале 90-х. Благодаря переделке общей антенны в решение, обеспечивающее предоставление сервисов нескольким домам или даже кварталам, на базе сетей коллективного приема телесигнала стали создаваться первые сети кабельного телевидения. Это позволило частным компаниям организовывать трансляцию дополнительных телепрограмм, чаще всего— при подключении к кабелю обычного видеомагнитофона. Затем повсеместно начали создаваться квартальные и районные студии кабельного телевидения, которые транслировали по своим сетям местные новости. Постепенно мелкие сети КТВ сливались в более крупные, а потом появились и холдинги с многомиллионными оборотами.

Этапы развития кабельных сетей

На заре перестройки домовые кабельные сети создавались небольшими фирмами, не имевшими серьезного финансирования и единого согласованного проекта. Для экономии использовались коаксиальные кабели устаревших марок, которые вносили довольно заметное затухание в информационный сигнал, и недорогие монтажные компоненты. Активное и пассивное оборудование при трансляции CATV работало в диапазоне 40-240 МГц. Этого было достаточно, чтобы передавать 12 телевизионных каналов без организации обратной связи и возможности дальнейшего наращивания числа абонентов. О будущем развитии сети никто не задумывался.

Со временем пришлось развивать кабельную инфраструктуру, подключать дополнительных абонентов и внедрять новые услуги. Однако запуск полного набора современных услуг на основе старых кабельных структур оказался невозможным без глубокой реконструкции последних. Возникла необходимость в замене всей головной и магистральной частей сети. Изначально предпринимались попытки использовать кабельные сети для односторонней передачи данных к абоненту, а обратный канал организовывать с помощью коммутируемого доступа (подобно подключению через асимметричный спутниковый канал). Но сейчас эта технология устарела: благодаря модернизации сетей CATV обратный канал (от абонента) можно создавать в самом телевизионном кабеле.

Структура московского рынка услуг КТВ

В надежде оправдать затраты на масштабную модернизацию операторы задумались над расширением ассортимента услуг. Применение цифровых методов уплотнения ТВ-сигналов позволило транслировать в полосе одного аналогового канала 4-5 цифровых и приступить к предоставлению дополнительных сервисов, таких как Internet-доступ и телефония. Началось внедрение широкополосных кабельных сетей с обратным каналом, использующих диапазон частот 40-862 МГц в прямом направлении и 5-30 МГц— в обратном.

Для обеспечения возможности проектирования кабельных сетей, способных передавать данные, потребовалось изменить их базовую архитектуру. Теперь ядро сети составляет центральная оптическая магистраль, которая доводится до микрорайона (Fiber to the Cabinet, FTTC) или до отдельного здания (Fiber to the Building, FTTB). От ее узлов с помощью коаксиального кабеля делаются разветвления до подъездов и квартир.

Операторы начали создавать гибридные инфраструктуры, в которых магистральная часть строится на основе волоконно-оптических технологий, а абонентская — с помощью обычного коаксиала. «Последняя миля» сетей CATV подключается к оптоволоконному участку через транспортный узел доступа. Этот способ получил название HFC (Hibryd Fiber-Coax), а в последующем превратился в HFPC (Hybrid Fiber Passive Coax)— технологию гибридных сетей с пассивной коаксиальной частью, в которой абонентская часть заканчивается интерфейсом Ethernet. В HFPC вообще не предусмотрено активное коаксиальное оборудование, что снижает стоимость развертывания сети. В условиях плотной городской застройки стоимость создания HFPC-сети составляет примерно 25 долл. на абонента.

Передача данных по кабельным сетям осуществляется в соответствии со стандартом DOCSIS (Data Over Cable Service Interface Specification). Согласно версии DOCSIS 2.0, пропускная способность прямого канала (к абоненту) достигает 40-50 Мбит/с, а обратного— 30 Мбит/с. Разработчики третьей версии стандарта планируют отказаться от асимметричной структуры каналов и сделать их равнозначными, что вызвано широким распространением симметричных приложений и сервисов.

Подключение клиентского оборудования осуществляется с помощью кабельного модема. На практике один модем устанавливается на весь подъезд или даже дом, а уже от него делается разводка по квартирам. Так оператор сокращает расходы и время на реконструкцию внутридомовых сетей.

В последнее время оконечные клиентские устройства становятся все более интеллектуальными. Например, приставка Set Top Box стоимостью примерно 200 долл. (к которой, собственно, и подключаются телевизор, телефон, ПК и факсимильный аппарат) играет роль приемника и декодера цифровых ТВ-каналов, цифрового видеомагнитофона со встроенным диском и голосового шлюза со встроенным VoIP-портом.

В центре современной сети КТВ находится головная станция, которая принимает сигналы от спутников и студий местного телевидения, информационные потоки от компьютерных баз данных и Internet. Она подключается к цифровым АТС и диспетчерским службам города. Центральный транспортный узел преобразует сигналы в цифровой вид и транслирует их абоненту по кабельной сети. Ведущие производители телекоммуникационного оборудования (такие как Siemens, Alcatel, Motorola и Huawei) предлагают комплексные решения, которые позволяют организовывать услуги Triple Play (передача видео, голоса и данных) по кабельной сети, применяемой для трансляции телевизионных программ.

Конкуренция технологий

Современные технологии делают операторов КТВ серьезными игроками на рынке телекоммуникаций и реальными конкурентами провайдеров услуг широкополосного ADSL-доступа. Однако решения, обеспечивающие физическому абоненту полный набор мультимедийных услуг, на рынке практически не предлагаются.

Домовые сети, охватывающие небольшие микрорайоны, технически не приспособлены для поддержки интеллектуальных приложений. По сути, они позволяют лишь организовать выход в Internet и доступ к файловому серверу провайдера. Их операторы пытаются завлечь абонентов высокой скоростью работы в локальной сети Ethernet 10/100 Мбит/с, но имеют всего 2-мегабитный общий канал доступа к Internet. Обслуживание домовой сети слишком затратно для провайдера, а ее модернизация практически невозможна. Ограниченный пакет услуг может привлечь абонентов только в том случае, если у него нет альтернативы.

Выделенные каналы со скоростью передачи от 64 Кбит/с до 2 Мбит/с, предлагаемые альтернативными операторами связи, не привлекательны для частного пользователя из-за своей дороговизны. Изначально эта услуга была адресована небольшим корпоративным клиентам, нуждающимся в надежном доступе к удаленным базам данных. Поэтому вдобавок к аренде каналов операторы не предлагают сервисов, востребованных частными потребителями.

Спутниковый Internet тоже нельзя назвать достойной альтернативой кабельным сетям. Оборудование, позволяющее работать в дуплексном режиме на скорости до 2 Мбит/c, не по карману даже малому предприятию. Для его использования потребуются примерно 6 тыс. евро за комплект плюс немалая абонентская плата. В решениях, ориентированных на массовый рынок, обратный канал организуется либо по телефонной линии, либо по GPRS, что само по себе делает выбор спутниковой технологии нецелесообразным. Действительно, наличие у абонента одного из этих каналов позволит ему получить приемлемый доступ к Internet за небольшие деньги.

Многие операторы с надеждой взирают на стандарт WiMAX, обеспечивающий устойчивую работу пользователей на скорости 2 Мбит/с. Однако чрезмерная зашумленность эфира накладывает существенные ограничения на повсеместное распространение этой технологии, особенно в городах с высотной застройкой. Вместе с тем технология радиодоступа очень удобна и почти незаменима при подключении дачных участков и коттеджных поселков, тянуть к которым оптический кабель экономически невыгодно.

Технология PLC (Powerline Сommunications), служащая для доступа к Internet по электрическим сетям, позволяет добиться скорости 10 Мбит/с. Этого достаточно, чтобы предложить клиенту набор необходимых телекоммуникационных услуг. PLC пока не получила широкого распространения в России. Еще не до конца рассмотрены вопросы подготовки нормативно-правовой базы и международных стандартов, определяющих ее применение. Не решены проблемы электромагнитной совместимости и выбора архитектуры сетей для подключения многоквартирных домов. И все же примерно 20 производителей уже выпускают соответствующие продукты.

Так или иначе, основными конкурентами компаний CATV сегодня являются операторы широкополосного доступа, оказывающие услуги ADSL. Старая добрая технология ADSL поддерживает работу с Internet на скорости до 8 Мбит/с и обеспечивает клиентов городскими телефонными номерами. Пропускной способности канала вполне достаточно для быстрого доступа к Сети и предоставления услуг IPTV со стандартным разрешением. Начинается переход к более новой разновидности «медной» ADSL2+, увеличивающей производительность до 24 Мбит/c.

Все бы хорошо, но в российской действительности с ADSL возникают проблемы, которых не учли разработчики стандарта. Здесь медные пары зачастую проложены четверть века назад, и гарантировать предоставление качественной услуги по «разваливающейся» сети оператор не в силах. Кроме того, чтобы начать бизнес в данной области, провайдер должен установить мультиплексоры на местной ГТС. Однако, по сложившейся традиции, такое право предоставляется лишь избранным, что препятствует развитию рынка на коммерческой основе. Если же потребуется прокладка нового кабеля, это, скорее всего, будет уже не медь, а оптоволокно.

Интеллектуальные услуги

Абоненту не важно, какая технология используется для оказания услуг — главное, чтобы она обеспечивала качественную доставку необходимых сервисов. В бизнес-модели любого современного оператора предоставление контента является основным источником доходов. Серьезный момент состоит и в том, что обычные абоненты не готовы платить баснословные суммы за контент, каким бы привлекательным он ни казался. Уровень потребительских расходов на дополнительные услуги связи определяется общим экономическим состоянием страны. Сейчас москвичи готовы тратить на них не более 20-30 долл., а жители регионов— 10-15 долл. Только за счет формирования сегментированных потребительских пакетов и наращивания спектра дополнительных услуг оператор может достичь максимизации прибыли.

Классической услугой является телефонная связь. Кабельные сети позволяют значительно расширить ее потребительские качества и возможности. Вместо привычного телефонного общения нам предлагаются видеотелефония, конференц-связь, недорогая IP-телефония и ряд интеллектуальных сервисов, которые раньше использовались лишь офисными работниками (таких как переадресация и удержание вызов, универсальная почта). Но все эти новшества привлекают домашних абонентов только в качестве «бонусов» к основной услуге и вряд ли будут рассматриваться ими отдельно.

Обязательным компонентом пакета операторских услуг стала организация доступа к Internet. Эта услуга выгодна тем, что не требует от оператора создания собственного контента. Фактически, она позволяет получать деньги за «чужой» трафик. И хотя количество пользователей Internet постоянно растет, строить бизнес «вокруг» организации доступа к Сети не имеет смысла. Работа в Internet требует от пользователя навыков и свободного времени. Те, кто их имеют, в принципе, не нуждаются в дополнительных операторских услугах: все, включая телефонию, доступно через Глобальную сеть. Правда, для многих абонентов выход в Internet сопоставим с выходом в открытый космос. Потребности пользователей зачастую ограничиваются чтением электронной почты, новостей и чатом. Провайдер способен обеспечить такие приложения собственными силами, что значительно сокращает его издержки.

Цифровое телевещание и FM-радиовещание по кабельным сетям обернется, скорее, очередным витком эволюции отмирающей отрасли эфирного телевидения, а не новыми возможностями для пользователей. Безграничное число аудио- и видеоканалов, которые в состоянии транслировать современные кабельные сети, физически не может быть востребовано одним человеком. Наличие массы предложений дает абонентам лишь свободу выбора, но не более. Чаще всего это выливается для потребителя в проблему выбора нужного контента.

Прибыльность эфирного телевидения постепенно снижается из-за отсутствия обратной связи с аудиторий. Это приводит к оттоку рекламодателей, которые все больше присматриваются к возможностям Internet. Услуга типа «видео по запросу» позволит снизить остроту проблемы контрафактного распространения видеопродукции, но лишь в том случае, если ее стоимость будет меньшей, чем цена пиратского DVD.

В качестве послесловия

Развитие коммуникационных технологий привело к тому, что на рынке предоставления информационных услуг столкнулись интересы сразу нескольких отраслей, до недавнего времени существовавших в непересекающихся плоскостях. Операторы телефонной, сотовой и фиксированной связи, поставщики услуг кабельного телевидения и Internet-провайдеры стремятся первыми застолбить место на рынке Triple Play.

Казалось бы, этот рынок должен быть перенасыщен предложениями, а тарифы на услуги— стремиться к минимальному уровню. На практике же даже столичному абоненту часто приходится не выбирать лучших среди поставщиков услуг, а соглашаться на того единственного, который действует в его районе, и довольствоваться весьма скудным перечнем услуг посредственного качества. Абоненты с нетерпением ждут прихода крупного надежного оператора, который обеспечит полный набор современных услуг гарантированного качества и по доступной цене.


Тройная сила

В декабре 1998 года появилась некоммерческая организация «Ассоциация кабельного телевидения России». К середине нынешнего года в ее состав входили уже почти 400 операторов, в том числе 90 компаний с прямым членством, пять региональных Ассоциаций и ряд кабельных холдингов. По оценкам АКТР, в нашей стране выдано около 1 тыс. лицензий на ТВ-вещание.

Как заверяют аналитики инвестиционной группы «Атон», российский рынок кабельного телевидения вступает в фазу экспоненциального роста. По данным «Атона», в 2005 году объем услуг в этой сфере вырос на 43% (до 190 млн долл.), причем 30% этой суммы пришлись на Москву. В прошлом году число подписчиков на услуги КТВ выросло на 13% (до 6,7 млн), что соответствует использованию этого сервиса 14% домохозяйств. Правда, на платные услуги КТВ (premium-класса) подписаны менее 1% домохозяйств.

К 2006 году на отечественном рынке кабельного ТВ окончательно сформировалась собственная «большая тройка» игроков: это «Система масс-медиа» (входит в АФК «Система»), «Нафта-Москва» (принадлежит предпринимателю-депутату Сулейману Керимову) и «Ренова-медиа» (Columbus Nova). Другие крупные игроки, «ЭР-Телеком» и «Мультирегион», пока занимают выжидательную позицию.

ARPU в телевизионных кабельных сетях сильно варьируется. Например, у операторов, подконтрольных «Нафта-Москва», он составляет 2,5 долл., у «Ренова-медиа» (получившей контроль над «Комкор-ТВ») и «Стрим-ТВ»— 17 долл., у UCN— 8,5 долл. К 2010 году операторы КТВ смогут занять 17% российского рынка широкополосного доступа.

Недавно столичная АФК «Система» приобрела за 100 млн долл. холдинг «Объединенные кабельные сети», обслуживающий 100 тыс. абонентов по всей России. Кроме того, он владеет контрольными пакетами акций еще 18 региональных компаний, которые обслуживают более 700 тыс. абонентов в 28 городах, в том числе Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону и Воронеже. Это— уже не первая сделка «Системы», нацеленная на получение активов на рынке КТВ. В середине прошлого года «Система» купила регионального кабельного оператора «Эста» за 8,6 млн долл. Столичному холдингу принадлежат 50% «Космос-ТВ» и проект «Стрим-ТВ». Сейчас у «Системы масс-медиа» насчитывается 1,3 млн абонентов кабельного ТВ.

В 2005 году «Нафта-Москва» приобрела 74% акций старейшего кабельного оператора «Мостелеком» за 45 млн долл. Чуть ранее она получила контроль над провайдером «Национальные кабельные сети», который предоставляет услуги в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Кургане и Московской области. Обе подконтрольные компании в общей сложности обслуживают около 4,8 млн абонентов.

«Ренова-медиа» (Columbus Nova), принадлежащая Виктору Вексельбергу, в 2004 году выложила 22,5 млн за 34% акций «Комкора-ТВ» (торговая марка «Акадо»). В 2005 году она поглотила регионального оператора кабельного телевидения «Кабель-Р», а в конце прошлого года купила чуть менее 25% акций «Корбины Телеком». В том же году «Ренова» стала обладательницей 75-процентногого пакета акций московского оператора кабельного телевидения «Телеинформ», получив их за 30 млн долл. В общей сложности операторы «Реновы» обслуживают, по данным этой компании, около 730 тыс. абонентов кабельного ТВ.

Отмечаемый на рынке интеллектуальных услуг значительный уровень конкуренции со стороны сотовых и проводных телефонных операторов подталкивает владельцев КТВ-сетей к созданию крупных холдингов, объединяющих кабельные активы многих городов. Это позволит проводить массовые маркетинговые акции, сокращать издержки на покупку прав на телевизионный контент. Словом, дальше вступает в силу «экономика масштабов», которая уже не раз уже доказала свою эффективность в условиях высококонкурентной среды.

Ходят слухи, что владельцы крупнейших российских активов кабельного ТВ Сулейман Керимов, Владимир Евтушенков и Виктор Вексельберг изучают варианты сотрудничества. Один из них— объединение сетей. Если сделка состоится, новый холдинг станет крупнейшим в Восточной Европе.