Основная борьба за активы, которую ведут крупнейшие сотовые операторы, перемещается в страны СНГ.
Российский рынок сотовой связи, казалось бы, уже насыщен. И в Москве, и за ее пределами абонентская база продолжает расти приличными темпами. Только в мае она увеличилась на 2,6 млн человек, что является своеобразным рекордом года. Однако если сравнить эти показатели с прошлогодними, станет понятно, что рост замедлился на 44%. По данным iKS-consulting, в конце июня 2006 года в России было 140,3 млн абонентов, а уровень проникновения сотовой связи составлял 97%.
Смотря как считать
Доли абонентской базы по компаниям распределились следующим образом: МТС — 34%, «ВымпелКом» — 33%, «МегаФон» — 19%, а на всех прочих российских операторов сотовой связи приходятся 14%.
Абонентская база МТС и «Билайна» ежемесячно увеличивается примерно на 800 тыс. человек, «МегаФона» — на 600 тыс., крупных региональных операторов — на 200 тыс. В первом полугодии доли «большой тройки» в приросте совокупной абонентской базы были такими: МТС и «ВымпелКом» — по 27%, «МегаФон» — 23%. Правда, согласно данным, недавно обнародованным компанией «Евросеть», цифра 140,3 млн свидетельствует лишь о количестве проданных SIM-карт. Число реальных (активных) абонентов в нашей стране — всего 65 млн, а значит, уровень проникновения услуг сотовой связи составляет примерно 45%.
По мнению специалистов сотового дилера, к концу текущего года число проданных SIM-карт достигнет 157 млн, а реальных абонентов — 69,3 млн. Согласно тому же исследованию, больше всего мобильных абонентов проживают в Центральном федеральном округе — на него приходятся 44,39 млн проданных SIM-карт. В Северо-Западном федеральном округе продано 14,74 млн SIM-карт, в Южном Федеральном округе — 24,26 млн, а в Приволжском федеральном округе — порядка 21 млн.
Инвестиции впрок
Интересы российских сотовых операторов давно перешагнули границы страны. Ожесточенная борьба за основные активы (частоты и абонентскую базу) независимых операторов теперь идет в странах СНГ. Понятно, что рынки стран ближнего зарубежья неравноценны. Только некоторые из них достигли стадии массового потребления услуг сотовой связи, остальные же находятся на начальном этапе развития.
![]() |
Проникновение услуг мобильной связи |
Как следует из отчета iKS-consulting, число абонентов сотовой связи в СНГ (включая Россию) с начала 2006 года выросло на 21% и достигло 197,6 млн. Наименьший процент проникновения мобильных технологий зафиксирован в Туркменистане (2%), Узбекистане (7%) и Таджикистане (8%). В Армении этот показатель составляет 23%, в Молдове — 28%, в Азербайджане — 35%. Лидером рейтинга развитости рынка (после России) является Украина — 35,9 млн абонентов (76% по уровню проникновения). Стремительными темпами «мобилизуются» Белоруссия (51%), Грузия (48%) и Казахстан (44%), а значит, рынки этих государств наиболее привлекательны для внешних инвестиций.
За пять лет присутствия в странах СНГ российские операторы затратили на приобретение местных компаний 1,38 млрд долл. Две крупнейшие сотовые фирмы, МТС и «ВымпелКом», вложили в этот бизнес примерно поровну — около 700 млн долл. Однако степень влияния операторов «большой тройки» на сотовый рынок ближнего зарубежья является очень разной. На долю МТС приходятся 32% абонентской базы в странах СНГ (без учета России), на долю «Билайна» — 7%, а «МегаФона» — всего 0,2%.
Лидирующие позиции «Мобильных ТелеСистем» объясняются тем, что эта компания владеет контрольным пакетом акций оператора «Украинская мобильная связь» (торговая марка UMC), который в прошлом году стал одной из самых прибыльных украинских сотовых фирм. Деятельность «ВымпелКома» за рубежом значительно активизировалась только во второй половине прошлого года, поэтому его доля в абонентской базе СНГ пока не очень велика. Оценивая структуру российских сотовых активов в СНГ, аналитики iKS-Consulting предсказывают существенный прирост абонентской базы «ВымпелКома» уже в ближайшее время.