нашим потомкам — подобно тому, как многие из нас уже забыли, что значит «отправлять телеграфные сообщения».
Причины этих изменений кроются не столько в появлении сверхтехнологий, сколько в изменении потребностей общества. Теперь для общения с людьми, находящимися в любой точке мира, не только можно, но и необходимо использовать компьютер. И в таких случаях незачем устанавливать соединения (ведь пользователи постоянно находятся «в онлайне»), набирать длинные номера (коль скоро есть список адресов абонентов), да и сам телефон не нужен.
Развитие по спирали
В своем развитии технологии передачи голоса поверх IP прошли несколько этапов. Рынок претерпевал и периоды бума в середине 90-х годов, и обвалы в начале нового тысячелетия. Возникало множество препятствий — от технических ограничений, связанных с использованием публичного Internet, до вмешательств регулирующих органов. Сегодня IP-коммуникации вновь перешли в наступление, и стало понятно, что назад дороги нет.
В 1993 году Чарли Кляйн написал программу Maven, предназначенную для передачи голоса по Сети с помощью ПК. Тогда же появилось приложение для передачи видеоизображений CU-SeeMe, разработанное в Корнельском университете США. Эти продукты были объединены в рамках одной программной оболочки, позволяющей передавать аудио- и видеоизображения одновременно. Впоследствии программные Internet-телефоны стали появляться, как грибы после дождя. Вышла в свет и программа DigiPhone, поддерживающая дуплексный режим, то есть позволяющая одновременно говорить и слушать.
В 1995 году компания VocalTec, которую основал израильский предприниматель Элон Ганор, вместе с фирмой Dialogic представили первый в мире программный телефон Internet Phone. Он предназначался для мультимедийных ПК, работающих под управлением операционной системы Windows. В 1996 году эти компании создали программный шлюз VocalTec Telephone Gateway (VGT), обеспечивающий передачу речевого трафика между телефонной и компьютерной сетями. Он взаимодействовал с голосовой платой Dialogic и поддерживал до восьми телефонных разговоров через Internet. Для каждого было достаточно канала с пропускной способностью порядка 11 Кбит/с.
В конце 90-х крупные телекоммуникационные производители стали предлагать ISP и альтернативным операторам мощные стандартизированные решения для организации IP-телефонии. Массовое распространение получила услуга междугородней и международной связи по предоплаченным карточкам. Рынок дальней связи превратился для операторов любого ранга в настоящее поле боя. В 2003 году в России было выдано порядка 7 тыс. лицензий на предоставление услуг IP-телефонии. Лидерами по продажам предоплаченных карт IP-телефонии стали «Зебра Телеком», «Манго Телеком», «Матрикс Телеком», «Арктел» и «Корпорация OSS». К 2005 году клиентская база компании «Зебра Телеком» составляла 200 тыс. пользователей. По итогам прошлого года выручка этого оператора достигла 25 млн долл., причем 15 млн принесла продажа телефонных карт. Популярность Internet и повсеместное применение протокола IP в бизнес-коммуникациях породили новый сервис пакетной передачи голоса Skype, организованный одноименной компанией.
Успешная бизнес-модель
Программный клиент Skype трудно назвать технологически новым продуктом. Идея создания Internet-телефона не нова, а интерфейс программы напоминает оболочку привычного Internet-пейджера ICQ. Применяемая в данном случае технология маршрутизации вызовов (peer-to-peer, P2P) давно задействуется в пиринговых файлообменных сетях KaZaA и Joltid.
Принцип бизнес-конструктура (то есть использования при создании нового продукта лучших достижений конкурентов) применяется достаточно активно, и чаще всего на него опираются при разработке программных продуктов. Для софтверных компаний скопировать достижения конкурентов не составляет особого труда. Тут главное — вовремя выйти с предложением на рынок. Именно это и произошло со Skype: как только компания анонсировала первые финансовые результаты своей деятельности, рынок наводнили аналогичные продукты — Yahoo!, Google, AOL, Microsoft, Net2Phone. Даже подзабытый Lycos включился в игру. Российские разработчики, владельцы порталов и сетей VoIP тоже спешат предложить собственные решения. IM-сервисы с функционалом Internet-телефонии запустили Mail.ru (Mail Agent), «Тарио» (Sipnet) и Zebra.
Однако, несмотря на жесткую конкуренцию, Skype продолжает удерживать наибольшую долю рынка. По данным аналитика J?son & Partners Алексея Шелестенко, сегодня в мире — 250 млн постоянных пользователей Internet-телефонии, а к 2008 году эта цифра достигнет 430 млн. В феврале 2006 года аудитория Skype состояла из 110 млн человек. В России насчитывалось примерно 300-400 тыс. пользователей (0,6% общего числа), в том числе (невзирая на административные препоны отечественного регулятора) — примерно 15 тыс. абонентов платной услуги SkypeOut.
Популярность сервиса Skype, конечно же, объясняется не только удобством интерфейса и простотой установки клиентской программы. Основным фактором успеха является реализованная компанией бизнес-модель. Помимо установки голосовой связи и передачи сообщений между пользователями им предлагается ряд уникальных услуг.
SkypeOut позволяет звонить на любой городской или мобильный телефон. Разговоры из Москвы с их владельцами, находящимися во многих местах планеты, обходятся всего в 0,02 долл. за 1 мин. Парадокс заключается в том, что в России возможность звонить из Skype на телефоны сети общего пользования нелегальна, поскольку в новом перечне лицензируемых услуг подобным вызовам попросту не нашлось места.
Другой уникальный сервис — SkypeIn. Подписчикам предоставляются в аренду телефонные номера сети общего пользования (до 10 номеров на один лицевой счет), на которые можно звонить с любого телефона. Благодаря «всеохватности» Internet доступны SkypeIn-номера с кодами множества зарубежных городов (Москва и другие российские города в этот список не входят). Сегодня предлагаются номера в Бразилии, Китае (Гонконге), Дании, Польше, Эстонии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Германии и США. Где бы ни находился абонент, он может отвечать на поступающие ему звонки со своего компьютера, оснащенного соответствующей гарнитурой. Стоимость годовой подписки на услугу SkypeIn (один номер) составляет 30 евро.
В условиях конкуренции
Одной из основных задач участников рынка Internet-телефонии является привлечение как можно большего числа потенциальных клиентов. Каждый из игроков реализует эту задачу по-своему, поэтому у любого из них есть шанс занять лидирующие позиции.
Например, Lycos предлагает бесплатные звонки в обмен на просмотр рекламы. Австрийские разработчики программы Jajah встроили в свой продукт функцию электронного перевода чатов с разных языков. AOL обеспечивает бесплатный местный телефонный номер пользователям сервиса AIM, а ICQ — возможность отправки платных SMS на телефоны любых сотовых операторов.
Пользователи Gizmo могут обмениваться сообщениями практически со всеми службами мгновенных сообщений через шлюзы Jabber (ICQ, MSN, AIM, Yahoo). Microsoft не изменила своим принципам и встраивает MSN Messenger в собственную операционную систему, автоматически «привязывая» к IM-сервису всех пользователей Windows. Google вынашивает амбициозные планы продвижения Google Talk с помощью технологии click-to-talk, которая позволяет устанавливать автоматическое телефонное соединение при нажатии на Web-ссылку или рекламный баннер.
Глобальная оттепель
Успех Skype позволил рынку понять, что потребитель готов использовать компьютер как одно из базовых средств коммуникации. Конечно, передачей голоса развитие концепции Internet-телефонии не ограничится. Уже в ближайшее время появятся многофункциональные программы, позволяющие выбирать любое средство общения из доступных. Например, нажав одну кнопку, пользователь сможет сделать звонок на стационарный или сотовый телефон, отправить текстовое сообщение, e-mail или факс, организовать видеозвонок или собрать конференцию.
IP-коммуникации непременно будут активно применяться не только в частном секторе, но и в бизнес-среде. Революция способов общения уже произошла, и остается открытым лишь один вопрос: сколько времени потребитель готов общаться с коллегами и друзьями? Другими словами, такое общение не должно привести к снижению производительности труда.