Шопинг — один из лучших способов поднять настроение. Посещение магазина стало для многих излюбленной формой досуга и едва ли не единственным источником положительных эмоций. Однако шопинг в крупном городе зачастую отнимает массу времени, что далеко не все могут себе позволить. Наверное, это — одна из серьезных причин развития электронных магазинов в России.
Еще несколько лет назад наши сограждане настороженно относились к покупкам через Internet, а сейчас все охотнее посещают виртуальные магазины. Товары, приобретенные в Сети, зачастую обходятся дешевле, чем их аналоги в настоящих магазинах. Покупателю предлагают максимально возможный ассортимент, причем товары доставляют на дом.
Каждый, кто хоть раз делал покупки в Сети, может привести собственные доводы «за» и «против» Internet-торговли. Несомненно одно: это направление деятельности в Рунете заметно выросло за последние несколько месяцев. Компания Romir Monitoring недавно провела исследование, в ходе которого выяснилось, что за прошедшие полгода 87% респондентов посещали сайты виртуальных магазинов, и почти 50% из них совершали покупки. Среди тех, кто пользуются услугами электронных торговых точек, преобладают люди в возрасте 25–34 лет, имеющие высшее образование и уровень дохода выше среднего.
Особой популярностью покупки через Internet пользуются у москвичей. Причина состоит в том, что в столице курьеры доставляют товары непосредственно на дом. В регионы «виртуальные» товары приходят по почте, что неудобно и требует дополнительных вложений.
Чаще всего в виртуальных магазинах покупают книги, компьютеры и бытовую технику. Аналитики объясняют это тем, что такие товары можно приобретать, не «пробуя» и не примеряя, а лишь ознакомившись с их описаниями. Женщины (составляющие большинство «виртуальных» покупателей) часто заказывают билеты в театр, лекарства, парфюмерию и косметику. А мужчины нередко приобретают программное обеспечение, аудио- и видеодиски, игровой и музыкальный контент. Одной из самых невостребованных категорий товаров остаются продукты питания (за исключением готовой расфасованной еды).
В связи с отсутствием адекватного законодательства в Рунете процветает и нелегальная торговля. Здесь можно договориться об аренде сети «зомби»-компьютеров, найти девушку для «приятного досуга», пополнить коллекцию порнографии, приобрести подслушивающие устройства, химические препараты или выйти на продавца краденых вещей.
Цены теневого рынка серьезно отличаются от позиций в прайс-листах легальных реселлеров. Поскольку предприниматели, осуществляющие незаконную торговлю, предпочитают договариваться о расценках при личных встречах, приведем данные из официальных источников. Согласно исследованиям VoxRu.Net, объем затрат на покупки в Internet-магазинах напрямую зависит от активности покупателей. Усредненные полугодовые затраты активной аудитории составляют 301–500 долл., а умеренной аудитории — 51–100 долл. В целом же 57% «умеренных» потратили за полгода меньше 100 долл., а 76% активных — свыше 100 долл.
Еще недавно российские пользователи отказывались от приобретений в Сети из-за опасений быть обманутыми. Сначала в народе ходили страшилки об «одном знакомом», который купил неработающий DVD-плейер. Потом люди стали бояться фишеров, выманивающих пароли доступа к кредиткам. С учетом российских реалий владельцы виртуальных торговых точек создали подходящие для местных клиентов условия. Покупки можно оплачивать не только кредитными картами или через платежные системы, но и наличными курьеру. Если товар приходит по почте, деньги за него вносятся заранее или при получении посылки. При этом специалисты советуют доверять только известным торговым маркам и крупным Internet-магазинам, а в случае сомнений предварительно связываться с продавцами по телефону.
Правда, при совершении покупок в Сети стоит опасаться не только мошенников, но и самих себя. Ученые американского университета Golden State заметили, что иногда Internet-шопинг осуществляется в состоянии депрессии, ссоры, желания отомстить или в нетрезвом виде. И если в первом случае покупки могут положительно повлиять на психический баланс, то в других ситуациях часто ведут к нежелательным последствиям. Люди нередко покупают в состоянии алкогольного опьянения совершенно ненужные вещи (несколько десятков книг, килограммы мороженого, десяток флаконов духов) и путают цены (покупают за 15 тыс. долл. товар, стоящий 500 долл.).
Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru