В июле 2006 года в России был введен режим Calling Party Pays (CCP), предполагающий отмену платы за входящие звонки на мобильные номера с любых телефонов сетей общего пользования. Власти рассчитывали сделать сотовую связь более доступной для широких слоев населения за счет изменения схемы тарификации. Кроме того, введение ССР должно было обеспечить операторов фиксированной связи новыми источниками получения прибыли.

 

Реакция телекоммуникационного рынка на изменения, предложенные чиновниками Мининформсвязи РФ, была неоднозначной. Проводные операторы отнеслись к нововведениям положительно, сотовые компании давали им негативную оценку, а абоненты пребывали в растерянности. Поначалу было только то, что стоимость одной минуты разговора, инициированного с фиксированного телефона на мобильный, составляет в Москве 1,5 рублей и варьируется в зависимости от региона. Эти тарифы были утверждены Россвязьнадзором. О том, насколько повысили расценки на роуминг и некоторые дополнительные услуги связи сотовые компании, их абоненты узнавали постепенно.

 

Увеличение стоимости сервисов было продиктовано необходимостью трех крупнейших операторов мобильной связи, которым по данным агентства Json & Partnters принадлежит около 86% совокупной абонентской базы страны, компенсировать убытки, связанные с отменой платы за входящие звонки. Аналитики прогнозировали, что общие потери компаний  «Мобильные ТелеСистемы» («МТС»), «ВымпелКома» (торговая марка «Билайн») и «Мегафона» после отмены платы за входящие вызовы составят около 1 млрд долл. в год.

 

Процесс внедрения новых тарифных планов был осложнен крупным скандалом, в который оказались вовлечены все три участника «большой тройки» рынка сотовой связи. Федеральная антимонопольная служба РФ обвинила их в сговоре и нарушении статьи 6 закона «О конкуренции» после того, как они установили неадекватные расценки на услуги присоединения и пропуска трафика для региональных операторов. В настоящее время дело в отношении МТС и «ВымпелКома» закрыто по формулировке «в связи с добровольным устранением нарушений закона». А «Мегафон» получил предписание ФАС, с которым не согласен и собирается обжаловать его в судебном порядке.

Поскольку с момента введения ССР прошло уже несколько месяцев, участники рынка и пользователи услуг смогли оценить результаты действия новой схемы тарификации сервисов. Свои первые итоги работы в режиме «бесплатных входящих» представили два крупных оператора фиксированной и мобильной связи - Московская городская телефонная сеть (МГТС) и «ВымпелКом». 

 Абонентская база МГТС насчитывает сегодня около 4,5 млн фиксированных клиентов, из которых 770 тыс. – корпоративные пользователи. Генеральный директор МГТС Алексей Гольцов сообщил, что в период с июля по сентябрь 2006 года включительно объем трафика с фиксированных на мобильные аппараты составил 310 млн минут, что на 200 млн минут выше аналогичных показателей прошлого года. Причем увеличение исходящего трафика на мобильные телефоны активнее всего происходило в  сентябре, когда абоненты уже смогли оценить преимущества новой схемы тарификации за межсетевые соединения. Руководство московского оператора прогнозирует, что в ближайшие месяцы количество сеансов связи, инициированных с фиксированных терминалов на мобильные, будет продолжать расти.  По словам Гольцова, выручка МГТС от звонков с фиксированных на мобильные аппараты за указанные три месяца составила 400 млн рублей. Однако стоит учесть, что из полутора рублей, причитающихся за минуту разговора, на счету фиксированного оператора оседает всего 29 копеек: 95 копеек передается сотовому оператору, 18 копеек «тратится» на уплату НДС и 8 копеек расходуется на транзит.  Может сложиться впечатление, что основные «дивиденды» от реализации новой схемы взаиморасчетов получают российские операторы «большой тройки», абонентам которых звонят пользователи фиксированной связи. Однако исполнительный вице-президент компании «ВымпелКом» Николай Прянишников, утверждает, что это не так. По его словам, выплаты в размере от 95 копеек до 103 копеек за минуту межсетевого соединения не могут компенсировать в полной мере затраты сотовых операторов на предоставление соответствующих услуг. По подсчетам «ВымпелКома», перечисления в пользу сотовых компаний должны составлять 110 копеек, что, впрочем, согласуется с оценками Россвязьнадзора. Прянишников выражает надежду, что в 2007 году регулирующим органам удастся устранить данное несоответствие, благодаря чему убытки операторов сотовой связи от введения принципа ССР будут минимизированы. 

Что касается абонентов «Билайна», то большая их часть (около 71%) довольна введением «бесплатных входящих». Это показывают результаты недавнего исследования, проведенного оператором совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно полученным данным, расходы на связь большинства подписчиков услуг «ВымпелКома» с начала июля этого года не увеличились. По мнению Прянишникова, тарифы компаний сотовой связи России по-прежнему остаются одними из самых низких в мире, и введение режима ССР кардинально не повлияло на ситуацию.

За несколько месяцев, прошедших с июля, абонентам «ВымпелКома» стали на 50% больше звонить пользователи проводных телефонов. Доля входящего трафика с фиксированных сетей составляет сегодня примерно 6% от общего объема соединений в сети «Билайна». Раньше этот показатель не превышал 4%.

 Таким образом, первые результаты действия режима ССР можно оценить, как положительные. Большая часть абонентов удовлетворена новой схемой тарификации и активно использует предоставляемые ею преимущества. Фиксированные операторы уже начали ощущать увеличение доходов за счет абонентских платежей. Больше всего проблем новый режим принес сотовым операторам, но и они надеются разрешить трудности при содействии регулирующих органов.