Исследование было организовано и проведено Национальной ассоциацией участников электронной торговли и Межрегиональным общественным движением «Против коррупции» при поддержке комиссии Госдумы по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.

 

Участники данной инициативы считают «рейтинг прозрачности» значимым показателем социального и экономического развития современного общества. По их словам, провести подобное исследование их побудили вопиющие нарушения, с которыми осуществляются государственные тендеры и конкурсы. Леонид Трошин, исполнительный секретарь МОД «Против коррупции», констатировал, что в нашей стране практика «откатов» стала обычным явлением, когда речь идет о крупных проектах. Лица, ответственные за распределение бюджетов и осуществление конкурсных процедур, заранее «закладывают» определенные суммы, которые впоследствии оседают в карманах коррумпированных чиновников и бизнесменов. Результаты подавляющего большинства тендеров известны заранее, и проводят их только для соблюдения регламента.

 

Власти решили положить конец этой практике, произведя для начала масштабную инспекцию в сфере закупок. Специалисты исследовали деятельность 250 крупнейших российских организаций, в том числе 90 государственных предприятий, 50 субъектов РФ, 50 муниципальных структур, 60 компаний из ключевых секторов экономики. Каждому участнику рейтинга присваивалась оценка по специальной шкале прозрачности (от низкой до гарантированной). Наилучшие результаты продемонстрировали государственные предприятия регионального уровня. Большинство из них получило нейтральную оценку «средняя прозрачность», а Москва, Санкт-Петербург и Татарстан удостоились показателя «гарантированная прозрачность». Среди корпоративных организаций подобным статусом были наделены лишь две организации - «ЦентрТелеком» и Магнитогорский металлургический комбинат.

 

Оказалось, что прозрачность конкурсных процедур федеральных органов власти и муниципальных образований может быть оценена только как «базовая», что является отрицательным показателем рейтинга.

 

Положение дел в корпоративном секторе показалось экспертам неудовлетворительным. Поскольку в данном сегменте практически не используются конкурсные процедуры, не производится информирование поставщиков о проводимых закупках, торгах и их результатах, степень его прозрачности была оценена как «низкая». Специалисты полагают, что корпоративный сектор проектов является сегодня наиболее коррумпированным. Здесь плохо развиты конкурентные механизмы, а расценки на продукты и услуги превышают установленные рынком.

 

Бюджетные потери от недостатка прозрачности в деятельности закупщиков составляют сегодня сотни миллиардов рублей. На федеральном уровне в 2006 году из-за неадекватных цен «переплата» достигла около 160 млрд рублей, на региональном – 65 млрд рублей, на муниципальном - 78 млрд рублей. Совокупные потери государственного сектора от осуществления закупок по ценам, превышающим рыночные, составляют немногим более 300 млрд. рублей, - более 45% от общей величины бюджетов, выделяемых на эти цели. Из-за недобросовестной работы ответственных организаций общие потери рынка к концу 2006 года составят 650 млрд. рублей. Неудивительно поэтому, что эксперты, проводившие исследование, охарактеризовали состояние национального рынка закупок как «базовая прозрачность», что является отрицательной характеристикой по шкале рейтинга.