Недавние успехи Nortel при продвижении оборудования мобильной связи стандарта GSM-R в Европе и Китае вдохновили российский офис корпорации.
Российский офис nortel активно ведет переговоры с отечественными железнодорожниками. Nortel считается крупнейшим в мире поставщиком инфраструктурных систем GSM Railway (GSM-R), разработанных специально для обеспечения связи на железнодорожном транспорте. По собственным оценкам компании, она контролирует 60% этого сегмента рынка. Сейчас сети GSM-R, в которых работает оборудование Nortel, «покрывают» 60 тыс. км железных дорог, но вскоре данный показатель может вырасти в несколько раз.
Напомним: в мае 2006 года Nortel одержала победу в тендере, объявленном министерством железнодорожного транспорта Китая. Североамериканская корпорация подписала в Поднебесной рамочное соглашение о поставках коммутационных центров для системы мобильной связи GSM-R на пассажирских линиях, охватывающих 20 из 31 китайской провинции. Коммутирующие центры GSM-R производства Nortel позволят удовлетворить приблизительно половину потребностей железнодорожной сети Китая.
Невероятно, но факт: в борьбе за этот подряд Nortel опередила китайского производителя телекоммуникационных решений Huawei. Эта компания тоже предлагает системы GSM-R, но ее доля на мировом рынке составляет примерно 1%. Сети GSM-R, базирующиеся на оборудовании Huawei, обеспечивают связь на 1 тыс. км железнодорожных линий, причем отнюдь не в родном Китае.
На территории Европы крупнейшим проектом Nortel в области GSM-R является строительство сети технологической связи для Deutsche Bahn AG. В феврале 2001 года правление этой фирмы выделило 2,3 млрд евро на реализацию первого этапа строительства сети GSM-R. К концу 2004 года примерно 8,5 тыс. локомотивов Deutsche Bahn были оборудованы системами подвижной радиосвязи. А до конца 2006 года базовое оборудование данного стандарта намечено установить вдоль железнодорожных магистралей Deutsche Bahn протяженностью 25 тыс. км.
В Германии Nortel тоже сумела обойти основного конкурента на рынке GSM-R — германский концерн Siemens. Этот производитель, по данным Nortel, занимает 39% мирового рынка оборудования GSM-R, а его решения обеспечивают связь вдоль железнодорожных линий протяженностью 32 тыс. км.
Общая протяженность российских железных дорог (РЖД) составляет 85 тыс. км, и это — лакомый кусочек для производителей систем технологической мобильной связи. На него-то и нацелена сегодняшняя активность Nortel в России. Решения компании были широко представлены в Москве на ноябрьской международной специализированной выставке «Exporail-2006». Как заявил Норман Фриш, глава продуктового направления GSM-R компании Nortel, шансы на внедрение «железнодорожной» версии стандарта GSM в России очень высоки.
Дело в том, что уже шестой год в нашей стране реализуется программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденная Правительством РФ в 2001 году. При этом отечественные железнодорожники до сих пор не выработали четкого отношения к стандарту GSM-R, хотя еще несколько лет назад на небольшом участке уральской железной дороги прошло тестирование данной технологии. Это обстоятельство подпитывает оптимизм представителей Nortel в отношении будущих заказов РЖД.
Андрей Угорелов, директор по развитию регионального бизнеса московского офиса Nortel, убежден, что в перспективе GSM-R заменит множество несовместимых между собой систем железнодорожной связи, действующих в объединенной Европе. Еврокомиссия уже приняла соответствующие рекомендации на этот счет. А поскольку китайское транспортное ведомство сделало основную ставку на GSM-R, Россия будет вынуждена обеспечить интероперабельность технологических систем связи на трансконтинентальных железнодорожных линиях и построить у себя сети данного стандарта.
«Пока ни Минтранс России, ни РЖД еще не приняли окончательного решения насчет GSM-R. Сейчас железнодорожники находятся в состоянии выбора», — констатирует Угорелов. Следовательно, сохраняется вероятность получения Nortel контракта на поставку инфраструктурного оборудования для транспортников.
На мировой арене основными конкурентами GSM-R являются технологии транкинговой связи, прежде всего — ее цифровой вариант TETRA. Большинство независимых аналитиков считают, что шансы стать базовой технологией железнодорожной связи в России гораздо выше у TETRA, чем у GSM-R. Но даже если на каких-то участках дорог предпочтение будет отдано GSM-R, корпорации Nortel придется вступить в жесткую борьбу за эти подряды с Siemens, чьи позиции в России традиционно сильны, и с Huawei, агрессивная ценовая политика которой позволяет добиваться успеха на относительно новых направлениях. Иными словами, в нашей стране бизнес Nortel в области GSM-R будет продвигаться по довольно узкой колее.