В прошлом году Федеральное агентство по информационным технологиям РФ (Росинформтехнологий) во главу угла своей деятельности в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия" поставило разработку интегрированной информационной системы "Социальная карта".

 Напомним, что еще летом Росинформтехнологии объявило о готовности объединить государственные ИТ-ресурсы в единую межведомственную инфраструктуру. Конечной целью данного проекта должно стать улучшение взаимодействия чиновников с рядовыми россиянами, а также повышение открытости государственных учреждений для граждан России.

Внедрение ИТ в масштабах страны осуществляется с опорой на удостоверяющие центры (УЦ),  которые действуют во многих федеральных структурах. Число УЦ, объединенных  между собой единой системой информационной безопасности и принципами управления, постепенно будет увеличиваться за счет присоединения региональных подсистем, обеспечивающих электронный документооборот на местах.

 

Создание общероссийской унифицированной социальной карты нельзя расценивать как "прорыв" в экономической и социальной плоскости по сравнению с европейскими странами, где аналогичные смарт-карты используются уже много лет. Тем паче, что в России реализация этого проекта пока тормозится рядом проблем, решить которые сообща пытаются федеральные и коммерческие структуры. Финансирование программы "Электронная Россия" в субъектах РФ предполагается осуществлять преимущественно за счет средств из местных бюджетов. Очень скоро выяснилось, что бюджетных средств не хватает, поэтому власти уже который год пытаются привлекать к реализации проектов федеральной программы предпринимателей разного уровня.

 

Помимо финансовых неурядиц, существуют законодательные сложности. Госструктуры до сих пор не могут устранить несоответствия между задачами отдельных проектов "Электронной России" и действующей правовой базой. По словам Владимира Матюхина, наблюдается серьезная межрегиональная "разобщенность" среди информационных систем, функционирующих в разных субъектах РФ. После ликвидации этих "нестыковок" развитие программы должно пойти намного активнее.

 

Для реализации проекта социальной карты необходимо провести унификацию региональных учетных систем, содержащих данные по льготам населению. Дело  том, что сегодня обычной является ситуация, при которой обладатель смарт-карты из одного региона страны лишается своих "преимуществ", приезжая  в соседнюю область. По сведениям сотрудников Росинформтехнологий,  в настоящее время унификация региональных систем проводится в более чем 50 субъектах федерации, а 29 регионов уже готовы к запуску единой социальной карты.

 

Владимир Матюхин подчеркнул, что социальная карта станет юридически значимым документом, снабженным электронной подписью. С помощью таких документов получатели льгот смогут оплачивать жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и иные услуги. Кроме того, предполагается интегрировать карты в платежную систему Сбербанка РФ. Граждане, которым льготы "не положены", смогут приобрести пластиковый идентификатор личности. Его себестоимость сегодня оценивается в три доллара, а со временем должна в три раза.

 Говоря о сроках завершения проекта, глава Федерального агентства по ИТ заверил, что до наступления 2007 года "технологические проблемы будут решены полностью". Это позволит в наступившем году перейти к этапу тестирования системы. Скорость  внедрения унифицированной социальной карты на местах сдерживает отсутствие федеральной административно-законодательной поддержки, которая в свою очередь, зависит от политической воли многих министерств. Несмотря ни на что, образец единой социальной карты населения уже существует: он был предъявлен журналистам в конце минувшего года как свидетельство успешной деятельности всех разработчиков ФЦП "Электронная Россия".