Компания «Голден Телеком», один из крупнейших российских альтернативных операторов фиксированной связи, начала 2007 год с объявления о запуске двух масштабных телекоммуникационных проектов: выхода на рынок услуг дальней связи и запуска в коммерческую эксплуатацию сети Golden Wi-Fi в столичном мегаполисе.
Среди компаний, получивших лицензию на оказание услуг дальней связи, «Голден Телеком» изначально рассматривался экспертами в качестве одного из ключевых «игроков» в этом рыночном сегменте. В то же время наличие такой лицензии само по себе еще не означает возможность немедленно приступить к предоставлению услуг. Основным камнем преткновения для операторов стало выполнение довольно жестких технических требований: организация точек присоединения зоновых операторов во всех субъектах РФ, построение транзитных узлов междугородной связи в семи федеральных округах и т.д. У «Голден Телеком» на выполнение указанных требований ушло без малого полтора года, хотя собственно строительство федеральной транзитной сети заняло считанные месяцы (сентябрь 2005 – февраль 2006 годов). Как бы то ни было, но 15 декабря минувшего года приказом Мининформсвязи оператору были присвоены коды доступа 51 и 56, при помощи которых будут предоставляться услуги междугородной и международной связи соответственно, а в 28 января 2007 года этот приказ вступил в силу.
Согласно оценкам аналитиков компании, в 2010 году объем рынка дальней связи в нашей стране вплотную приблизится к 5 млрд долл. «Голден Телеком» рассчитывает занять на нем 20-процентную долю. Эти планы можно было бы только приветствовать, если бы ни одно обстоятельство. В январе о своих претензиях на 15-20-процентную долю в данном рыночном сегменте заявили сразу шесть или семь операторов. Александр Виноградов, президент «Голден Телеком», рассматривает этот факт как недвусмысленное указание на то, что российский рынок дальней связи сильно недооценен и, следовательно, доходы операторов окажутся куда больше запланированных. Насколько наигран подобный оптимизм, станет ясно через пару лет. Пока же руководители компании не устают повторять, что в качестве единственного конкурента на рынке дальней связи рассматривают существенного оператора (т.е. «Ростелеком») и не интересуются действиями остальных его участников в силу незначительных объемов бизнеса последних.
Минувший год для «Голден Телекома» ознаменовался активным развитием дистрибуторской сети. Сегодня оператор имеет более 4 тыс. агентов и около 30 тыс. точек продаж по всей России. Среди других конкурентных преимуществ компании руководители «Голден Телеком» называют более чем 15-летний опыт непосредственной работы с абонентами, самую обширную базу корпоративных клиентов, тарифную политику. По словам Жана-Пьера Вандромма, главного управляющего «Голден Телеком», тарифы оператора на международную связь будут находиться на уровне 90%, а на международную связь – на уровне 35-90% от тарифов «Ростелекома». В компании не исключают также введение на дальнюю связь безлимитных тарифов на уровне 20 долл. в месяц, что стало бы беспрецедентным шагом для отечественного рынка дальней связи.
Не менее агрессивно выглядит политика «Голден Телеком» на столичном рынке широкополосного доступа. В то время как многие компании приступили к строительству сетей на базе технологии WiMAX, «Голден Телеком» решил обеспечить полное покрытие Москвы сетью Wi-Fi. На январской пресс-конференции руководители компании сообщили некоторые дополнительные детали проекта, а главное, объявили, что сеть Golden Wi-Fi вводится в коммерческую эксплуатацию с 1 февраля текущего года.
По состоянию на конец января в ней насчитывалось более 6700 точек доступа, а зона покрытия охватывала около 800 тыс. из 3,9 млн. столичных домохозяйств. Строительство сети продолжается, еженедельно компания устанавливает около 20 новых точек доступа. Согласно имеющимся планам, к концу года сетью ШБД оператора будет охвачено 1,13 млн домохозяйств, т.е. примерно треть от их общего числа.
Запуск сети в коммерческую эксплуатацию стал возможен после получения соответствующего разрешения Россвязьнадзора, датированного 22 декабря 2006 года. На протяжении последних семи месяцев оператор активно тестировал сеть Golden Wi-Fi. За этот период на сайте www.glodenwifi.ru зарегистрировалось более 50 тыс. пользователей, причем только в январе этого года в сети работало около 20 тыс. активных пользователей. Последнюю цифру любопытно сравнить с динамикой роста абонентской базы проекта «Стрим»: по имеющимся данным, за весь четвертый квартал 2006 года «Комстар» подключил к ней лишь 15 тыс. новых пользователей. Высокий спрос на услуги ШБД со стороны потенциальных абонентов позволяет г-ну Вандромму прогнозировать, что через три года в сети Golden Wi-Fi будет 300-400 тыс. регулярных пользователей. Способствовать успеху должны и тарифы, которые были официально анонсированы за несколько дней до запуска сети в эксплуатацию и вполне соответствуют сегодняшней стоимости услуг широкополосного доступа по другим технологиям. Безлимитный доступ обойдется абоненту Golden Wi-Fi в 500 руб. в месяц, а повременная тарификация установлена на уровне 100 руб. в час (последний вариант рассчитан преимущественно на гостей столицы).
Оба проекта «Голден Телеком» отвечают стратегическому курсу компании на перемещение в сегмент частных пользователей. Именно с его реализацией руководство оператора связывает дальнейший рост бизнеса «Голден Телекома», совокупная выручка которого, к 2010 году должна достичь 1 млрд. долл. Компания планирует остаться вторым (после «Связьинвеста») оператором на рынке фиксированной связи и делить первое-второе места в сегменте услуг широкополосного доступа, предоставляя соответствующий сервис в 150-170 российских городах.