Российский рынок дополнительных услуг сотовой связи второй год подряд демонстрирует, насколько «вредной» может быть конкуренция.
Жесткое соперничество игроков рынка дополнительных услуг сотовой связи (Value Added Services — VAS), к сожалению, не приводит к большей удовлетворенности провайдеров и пользователей, хотя общий объем соответствующего бизнеса пока продолжает расти. Об этом, как и год назад, говорили участники третьей международной конференции Mobile VAS Conference, проходившей в Санкт-Петербурге. Падение спроса на дополнительные услуги наблюдается только в части рынка, очень важного для многих компаний, а перспективы VAS в целом снова рисуются в радужных тонах.
Как в Европе
Из-за неудовлетворительного качества услуг, а зачастую — и банального обмана абонентов в нашей стране продолжают сокращаться продажи мелодий (рингтонов) и картинок. Западная Европа тоже переживает полную потерю лояльности абонентов в этой сфере, а значит, в России идут те же процессы, что и в европейских государствах.
По итогам 2004 года на этот сокращающийся сегмент приходились 60% всего отечественного рынка мобильного контента, который, в свою очередь, составлял примерно пятую часть объема VAS-рынка. Большую часть доходов от дополнительных услуг забирали себе операторы сотовой связи, а потому картинки с мелодиями были основой бизнеса многих провайдеров.
Согласно исследованию компании i-Free, российский рынок услуг кастомизации телефонов (т.е. предоставления рингтонов и картинок) за два года сократился не менее чем на треть. Напомним: в конце 2004 года специалисты спорили о том, каким будет его ежегодный рост — на 100 или 50%. На деле доходы некоторых контент-провайдеров уменьшились в два-три раза. На этом фоне у i-Free дела обстояли гораздо лучше: в прошлом году ее выручка сократилась, согласно информации самой фирмы, только на четверть. Избежать общего падения продаж было почти невозможно, поскольку в начале 2005 года 80% совокупного дохода i-Free приносили услуги кастомизации телефонов.
Проведенная в 2006 году диверсификация бизнеса i-Free позволила снизить до 45% долю направления, ставшего бесперспективным. Предполагается, что эта доля продолжит уменьшаться, поскольку сегмент продуктов для кастомизации может «сжаться» еще вдвое. По словам Кирилла Петрова, управляющего директора i-Free, перестройка бизнеса обеспечила компании в последние месяцы прошлого года рост доходов и возвращение к прибыльности.
Удачные ставки
Не избежали снижения выручки и другие лидеры рынка VAS. По данным Оксаны Панкратовой, управляющего партнера ComNews Research, из десятка крупнейших контент-провайдеров 2005 года только у двух компаний, Infon и SMS Media Solution, в прошлом году выросли доходы. Увеличивался спрос на услуги «инфотеймента» (информация + развлечения), на игры, общение, интерактивные приложения, мобильные маркетинг и коммерцию.
Компании Infon удалось избежать общего снижения доходов благодаря ее универсальности, хотя она также зафиксировала существенное падение продаж на рынке кастомизации. «Доля этого направления уменьшилась за первые шесть месяцев прошлого года примерно в 1,5 раза, — рассказала Татьяна Тимофеева, менеджер по связям с общественностью Infon. — Однако на фоне катастрофического падения интереса пользователей к мелодиям и картинкам «проснулись» другие сегменты рынка VAS, например услуг проведения микроплатежей, java-игр и интерактивных сервисов SMS-голосований. Этим мы и воспользовались, дабы избежать сокращения выручки».
Компания представлена почти во всех сегментах рынка, за исключением call TV. Она активно продает мелодии в формате mp3, которые пользуются большой популярностью. Кроме того, акцент делается на развитии микроплатежей, хотя соответствующая законодательная база в России еще не сформировалась окончательно, а потому сотовые операторы не всегда дают добро на предоставление этой услуги. «Сейчас наша фирма является крупнейшим агрегатором в данной сфере, — продолжает Тимофеева. — Микроплатежи очень перспективны. Абонентам удобно делать небольшие покупки при наличии мобильного телефона и определенного количества средств на лицевом счету».
Однако некоторые стремительно развивавшиеся в 2006 году сегменты мобильных приложений в ближайшее время могут пережить фазу падения. Дело в том, что поставщики соответствующих услуг (таких как автоматические голосовые интерактивные и прочие голосовые сервисы) тоже отличаются, мягко говоря, некорректным поведением.
В мае 2006 года на канале ТНТ родилось новое азартное шоу «Деньги на проводе», созданное при участии компании SMS Media Solutions. К осени его клоны появились на других телеканалах. Как считает Петров, пусть даже временный успех телешоу наглядно демонстрирует потенциал огромного и до сих пор не охваченного сегмента рынка VAS — азартных игр с помощью мобильных телефонов.
WAP-росы морали
В последние два года переживает бурный расцвет похороненный некоторыми специалистами WAP. Операторы сотовой связи покрыли почти все значительные населенные пункты России сетями GPRS, и круг абонентов, имеющих доступ к Internet-сайтам через мобильные телефоны, существенно расширился. «Продажи реалтонов, анимации, цветных картинок и игр вкупе с массированной рекламной кампанией контент-провайдеров привлекли к WAP миллионы пользователей», — говорит Петров.
По данным ComNews Research, в конце 2006 года WAP-доступом пользовались более 16 млн человек (ежедневная аудитория — 2,5 млн). Рынок рекламы в этом секторе близок к нулю, что свидетельствует об огромном потенциале его роста. По итогам 2006 года доходы от мобильного Internet в России достигли 380 млн долл., что составляет четверть всего рынка VAS.
Росту продаж дополнительных услуг сотовой связи должно способствовать ожидаемое в ближайшее время введение в строй сетей 3G. Однако события последних лет свидетельствуют о том, что в сфере VAS очень сложно делать прогнозы. Сначала почти никто не видел возможности заработать на рынке кастомизации трубок. Однако мелодии и картинки позволили совсем молодым фирмам получить за короткий срок миллионы долларов. Затем аналитики предсказывали сохранение высоких темпов роста на рынке кастомизации, а вместо этого произошел его обвал.
Надежда на наведение порядка на рынке VAS связана с операторами сотовой связи, которые начали активно предоставлять дополнительные услуги вместе с партнерами, но под собственными «авторитетными» брендами. У операторов репутация пока не подмочена, хотя они получали неплохие комиссионные от провайдеров, откровенно обманывавших абонентов. Крупные компании, чьи имена хорошо известны на фондовом рынке, вряд ли будут рисковать доверием к себе ради попытки увеличения доходов от дополнительных сервисов.