С момента запуска федеральной целевой программы «Электронная Россия» прошло уже шесть лет. В первые годы ее осуществления власти активно рапортовали об успехах, ни на минуту не сомневаясь в том, что намеченных целей удастся достигнуть к 2010 году. Со временем, однако, страсти вокруг перехода госструктур на современные технологии поутихли, а прогнозы стали более осторожными. Из-за недостаточного финансирования программы, несогласованности действий различных ведомств и вялого развития проектов сроки окончания ФЦП передвинулись на 2012 год. 

К сожалению, пример «Электронной России» является не исключением, а правилом, наглядно демонстрирующим, как обстоят дела с реализацией масштабных государственных инициатив в нашей стране. Главнейшим препятствием на пути любых начинаний властей является отсутствие адекватного контроля над их выполнением. Суммы, выделяемые из федерального бюджета, может быть, и недостаточны для крупных проектов, но все же весьма солидны. Но далеко не всегда эти деньги попадают по назначению. Коррупция во властных структурах России достигла удручающих размеров, а крупные федеральные проекты являются удобным «прикрытием» для злоупотребляющих своим положением чиновников.

 

Количество начатых, но незаконченных в срок или вовсе «отложенных» по разным причинам проектов ужасает. Аналитики говорят о том, что в нашей стране уже созрела критическая масса финансовых преступлений и загубленных инициатив. Дальнейшее движение по этому пути приведет национальную экономику к серьезному кризису. Именно поэтому Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), объединившись с Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрегиональным общественным движением (МОД) «Против коррупции», реализовала ряд инициатив, направленных на «оздоровление» экономических отношений.

 

Наиболее заметной среди них стал проект по проверке участников процесса госзакупок и конкурсных процедур. В электронной версии нашего издания (см. «Сети Online», http://www.osp.ru/nets/2006/17/3691463/) мы писали о результатах исследований, проведенных в рамках «Национального рейтинга прозрачности закупок». Многочисленные нарушения конкурсных процедур, хищения бюджетных средств, наличие системы «откатов» привели к тому, что в 2006 году государство потеряло около 300 млрд. рублей. При этом, общие убытки участников рынка составили примерно 650 млрд рублей.

 

По признанию инициаторов исследования, оно имело серьезный общественный резонанс. Обнародованные итоги повлекли за собой угрозы в адрес организаторов, но привели к отстранению от должностей некоторых чиновников. Воодушевившись результатами своей деятельности, участники упомянутых объединений решили продолжить борьбу с коррупцией в сфере высоких технологий. Сегодня объектом их повышенного внимания является очередная инициатива Правительства РФ.

 

Осенью 2006 года власти утвердили ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В рамках этой программы планируется увеличение затрат на работы в области R&D, рост производства высококачественной ИТ-продукции. В течение пяти лет должно быть создано более 130 конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей «коммерциализации». Около 10 разработок планируется внедрить в производство, причем пять из них должны вывести Россию в мировые лидеры в некоторых сегментах ИКТ-отрасли.

Власти ожидают, что реализация программы позволит создать 6–12 новых организаций и порядка 40 тыс. рабочих мест. К осуществлению намеченных планов потребуется привлечь более 20 тыс. молодых специалистов, инженеров и разработчиков. Общий объем финансирования этой ФЦП предполагается на уровне 194,9 млрд рублей, из которых около 135 млрд рублей должно быть выделено из средств федерального бюджета, а оставшаяся сумма привлечена из внебюджетных источников.

 

Представители НАИРИТ возлагают большие надежды на реализацию данной инициативы. По их мнению, эта программа вкупе с проектами по созданию технопарков способна значительно усилить позиции отечественных предприятий ИТ на мировом рынке. Однако они понимают, что недостижение целей новой ФЦП или низкая эффективность их выполнения отбросит страну на многие годы назад. Поэтому важно в самом начале реализации программы исключить возможность ее превращения в очередную «кормушку» для недобросовестных чиновников. Участники НАИРИТ и МОД «Против коррупции» уверены, что воплотить в жизнь ожидания, связанные с новой ФЦП, поможет грамотно организованная система общественного контроля.

 

Исполнительный секретарь МОД Леонид Трошин полагает, что в настоящее время действенных инструментов управления федеральными проектами не существует. С развалом Советского Союза исчезло жесткое государственное регулирование, а адекватной замены ему до сих пор не нашлось. Отсутствие подобного инструментария вкупе с несовершенной правовой базой привели к тому, что коррупция в сфере образования сегодня достигла 70%. В остальных отраслях дела тоже обстоят неважно, однако вузовская система формирует кадры, на которые возлагается забота о развитии экономики страны. Кроме того, нужно принимать во внимание, что Министерство образования и науки РФ было назначено властями координатором ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

 

Президент НАИРИТ Ольга Ускова призвала организовать систему общественного контроля над реализацией критически важных для экономики страны программ. По ее мнению, эта деятельность не должна ограничиваться стимулированием работы депутатских приемных. Нужно привлечь общественность к экспертизе инновационных проектов, предоставить возможность участникам рынка влиять на реализацию программ и осуществление конкурсных процедур. Особенно важно подключать к федеральным инициативам представителей региональных организаций, так как удаленные от столицы регионы сегодня наиболее коррумпированы.

Свою поддержку в создании инструментов общественного контроля обещают оказать участники НАИРИТ из банковской сферы. В нескольких организациях уже используется система контроля над платежами и прохождением финансовых потоков. Они предлагают внедрить подобный инструментарий и в госучреждениях.