Примерно 8 тыс. участников форума увидели на 65 выставочных стендах внушительный арсенал разработок, с помощью которых франко-американский производитель намерен бросить вызов не только признанным мэтрам сетевой индустрии, но и агрессивным азиатским производителям, чье влияние на рынок растет с каждым годом.
Знакомя партнеров и журналистов с технологическими новинками, специалист по предпродажной поддержке российского офиса Alcatel-Lucent EBG Александр Середа сообщил, что цикл разработки и вывода решений на рынок стал очень коротким. С одной стороны, это порождает дополнительный риск для компаний, вкладывающих серьезные средства в инновации. С другой стороны, сетевые производители могут и должны обратить данный фактор себе на пользу, взяв на вооружение средства из арсенала Open Source и свободно распространяемые шлюзы к сетям Skype, Google Talk и т.п. В частности, Alcatel-Lucent EBG попыталась интегрировать Skype-шлюз в свое вертикально-ориентированное решение для гостиничного бизнеса. С его помощью постояльцы отелей, не имеющие ноутбуков с поддержкой Wi-Fi, смогут получать доступ к дешевым услугам дальней связи непосредственно из номеров.
Одним из актуальнейших вопросов объединения Alcatel и Lucent остается интеграция их обширных продуктовых портфелей. Конечно, этот вопрос стоит более остро для дивизионов, отвечающих за работу с операторами связи, но и ассортимент решений подразделения EBG увеличился за счет включения в него некоторых продуктов Lucent. Значительно усилился прежний арсенал средств сетевой безопасности Alcatel, а администраторы получили улучшенные возможности контроля и управления ресурсами корпоративной сети. В первом случае речь идет о семействе аппаратных межсетевых экранов Brick с поддержкой IPSec-VPN и управляющем ПО Lucent Security Management Server, которые стали частью предлагаемой инфраструктуры передачи данных. А во втором случае — о легендарном программном инструментарии управления IP-адресацией Lucent VitalQIP (по данным IDC, он удерживал на мировом рынке первое место по продажам в течение последних трех лет) и модульной системе VitalSuite, позволяющей управлять производительностью и настройками всех узлов и приложений корпоративной сети.
На форуме было представлено немало интересных корпоративных решений, созданных инженерами исследовательских подразделений Alcatel. Мы остановимся лишь на некоторых из них. Отдельная выставочная экспозиция посвящалась пяти базовым пользовательским профилям. В понимании разработчиков профили — это оболочка из программных приложений и терминалов, оптимизированная под типовые потребности в коммуникациях той или иной категории пользователей. Допускается также комбинировать базовые профили и составлять из них более сложные оболочки, отвечающие специфическим запросам клиентов.
Профиль «Руководитель компании», как правило, присваивается топ-менеджерам, которым важна поддержка полного пакета коммуникационных услуг на мобильном терминале (передача голоса, видеоконференц-связь, электронная почта и UM, перенаправление вызовов, функции присутствия и совместного доступа к документам). Такой профиль обеспечивает пользователю равные коммуникативные возможности как внутри, так и за пределами офиса, хотя уровень комфорта при доступе к сервисам в рабочем кабинете существенно выше за счет применения плазменных панелей с высоким видеоразрешением. В качестве мобильного устройства рекомендуется задействовать двухмодовый телефон GSM/Wi-Fi с увеличенным экраном.
Профиль «Мобильный профессионал» отвечает запросам сотрудников, проводящих больше половины рабочего времени вне офиса. Набор приложений гарантирует минимум 50-процентную экономию расходов на дальнюю связь (благодаря перенаправлению исходящих вызовов через корпоративную VPN) и на международный роуминг (за счет установления обратного вызова). Дополнительная возможность экономии связана с использованием двухрежимного терминала GSM/Wi-Fi и бесплатных звонков через локальную беспроводную сеть в офисных зданиях.
Еще один пользовательский профиль называется On-Site Roamer («Сотрудник, не имеющий в офисе закрепленного рабочего места», или «Кампусный работник»). На Западе такая модель организации рабочего процесса уже стала популярной, поскольку она помогает работодателю экономить офисное пространство и повышать эффективность труда, но отечественные компании пока воспринимают ее как экзотику. On-Site Roamer оснащается беспроводным телефоном Wi-Fi со встроенными механизмами QoS или трубкой DECT, сконструированной для работы в условиях агрессивной внешней среды (она характеризуется устойчивостью к ударам, пыли, температурным контрастам и т.д.). Беспроводные телефоны подключаются к IP-УАТС с неблокируемой коммутационной матрицей, которая, в свою очередь, совмещается с системами оповещения персонала (Notification Servers) и противопожарной безопасности.
Наконец, профили Team Worker и «Офис-менеджер» реализуют более традиционную модель организации рабочего процесса, причем в первом из них особое внимание уделяется поддержке групповых приложений. Как прокомментировал Середа, вводя практику разделения всех сотрудников по профилям, Alcatel-Lucent старается изменить привычный образ мышления заказчиков. «Мы хотим, чтобы они перестали формулировать запросы в категориях отдельных продуктов и перешли к категориям пользовательских групп, — заявил Середа. — Тогда получится, что для реализации любого проекта им будет необходимо приобрести столько-то профилей «Руководитель», столько-то «Мобильный сотрудник» и столько-то «Офис-менеджер», что больше соответствует реальным бизнес-потребностям компаний».
Современная инфраструктура крупных предприятий может базироваться всего на двух сетевых элементах от Alcatel-Lucent — мультисервисных модульных коммутаторах OmniSwitch 9700 с линейными портами до 10 Гбит/c и лезвийной платформе Blade Center, на которой собрано все управляющее программное обеспечение. На единой аппаратной платформе совместно функционируют голосовой сервер OmniPCX Enterprise, система сетевого мониторинга OmniVista, приложения VitalQIP и VitalSuite. Поставщиком аппаратной части для этих комплексов является корпорация IBM. Кроме того, в Alcatel-Lucent решили «увеличить масштаб» XXL-предприятий, вдвое повысив абонентскую емкость коммуникационной системы. Новая версия OmniPCX Enterprise поддерживает до 15 тыс. абонентов на один узел и до 100 тыс. — в рамках всей сети.
Средним предприятиям (100–1000 рабочих мест) также адресована система OmniPCX Enterprise. Летом предстоит выход полностью локализованной для России версии этого продукта (v 8.0). А в сегменте малых предприятий основным предложением Alcatel-Lucent остается универсальная платформа OmniPCX Office (до 236 пользователей). Для больших и средних компаний предназначено решение MyTeamwork, обеспечивающее организацию групповой мультимедийной работы.
Genesys (структурное подразделение Alcatel-Lucent EBG, создающее платформы для контакт-центров) приурочило к форуму выпуск OmniTouch CC Premium Edition — по мнению разработчиков, «идеальной» CTI-системы для построения контакт-центров среднего размера. Она вобрала в себя технологические возможности старшей «сестры», системы OmniGenesys (в том числе алгоритмы роутинга вызовов, бизнес-логику и динамическое управление ресурсами), но сохранила простоту интерфейса OmniTouch Standart Edition. Одновременно анонсирована разработка Genesys программного пакета Interaction Management Suite Version 7.5, позволяющего динамически оркестровать ресурсы корпоративного ЦОВ для повышения качества обслуживания клиентов и оптимизации затрат на эти процессы.
Состоялся интереснейший анонс проекта, еще не имеющего коммерческого воплощения и пока известного под рабочим названием K2. Создаваемый продукт, окрещенный инженерами корпорации как Multi-service Monoserver, будет ориентирован на предприятия SMB. Он представляет собой программный пакет, устанавливаемый на стандартный сервер PC-архитектуры с поддержкой виртуализации вычислительной среды. В пакет программ входят ПО управления вызовами (OmniPCX Office), сервер UM, приложение сетевого управления и контроля. Для установки трех программных серверов на единой аппаратной платформе специалистам Alcatel-Lucent пришлось взаимодействовать с VMWare, известным разработчиком ПО виртуализации. Когда революционный продукт выйдет на рынок и выйдет ли вообще — об этом представители Alcatel-Lucent предпочитают умалчивать.
Среди корпоративного терминального оборудования были представлены несколько новинок, в том числе беспроводные телефоны IPTouch 310 и 610, реализующие технологию VoWLAN в сетях 802.11 a/b/g. Они обеспечивают шифрование трафика, уменьшение излучаемой мощности и увеличение срока автономной работы от аккумуляторов. Проектируя новое поколение устройств для беспроводных локальных сетей, Alcatel-Lucent отказалась от использования внешнего SVP-сервера фирмы Spectralink (OEM-партнера Alcatel), отвечавшего за раздачу клиентам IP-адресов и управление QoS. Теперь SVP-инструментарий программно реализован во встраиваемых модулях коммутаторов, управляющих локальными беспроводными сетями.
Слово — партнерам
Как правило, весь спектр анонсируемых производителями новинок можно разделить на три категории: актуальные разработки для «здесь и сейчас», решения для «завтра» с вполне очевидными перспективами и красивые, но далекие от жизни футуристические концепты, которые, возможно, никогда не найдут практического воплощения. Мы попросили российских участников Alcatel-Lucent Enterprise Forum прокомментировать, что из увиденного на стендах произвело на них самое сильное впечатление.
Алла Тинькова, глава департамента Alcatel PABX фирмы CompTek
Форум 2007 года оказался одним из самых интересных за последние несколько лет. Порадовали новые решения Alcatel-Lucent для малого и среднего бизнеса, предназначенные для оптимизации затрат на создание IP-инфраструктуры. Эти продукты, относящиеся к группе решений для трансформации сети, позволяют снизить стоимость инфраструктурных проектов в среднем на 30%.
Впервые компания анонсировала универсальный продукт для средних предприятий (100–1 тыс. абонентов) под названием ОХЕ — К2. Он отличается не только новизной платформы, но и особым подходом к лицензированию ПО. Alcatel-Lucent предлагает разделить всех конечных пользователей этого продукта на пять категорий — в зависимости от того, где они проводят большую часть рабочего времени. Пользователи каждой группы получают доступ к тому или иному набору коммуникационных приложений, что дает возможность реализовать индивидуальный подход к клиенту и разработать для него решение, оптимальное по соотношению возможностей и затрат.
Также меня заинтересовали предложения Alcatel-Lucent для управления сетью. Появилась новая версия системы 4760, которая поддерживает работу сетей TDM и IP, а кроме того, обеспечивает управление множеством клиентских сетей из единого центра администрирования. Компаниям, ориентирующимся на стандарты IP и SIP, производитель предложил систему управления VitalSuite, не зависящую от типа используемого оборудования. Ну и, конечно же, очень понравились DECT-терминалы серий 300 и 400, отличающиеся от предыдущих моделей Mobile 100 и 200 современным дизайном, эргономичностью и функциональностью.
Сергей Капцов, генеральный директор «Авикона»
Я бы хотел выделить несколько новинок Alcatel-Lucent, высокий спрос на которые у корпоративных заказчиков нетрудно предугадать. Во-первых, новые коммутаторы популярной серии 7710 теперь выпускаются в уменьшенном форм-факторе с ограниченным набором сетевых интерфейсов. На мой взгляд, они органично дополнят линейку более мощного оборудования 7750/7710 и позволят минимизировать инвестиции в развертывание сетей филиалов и удаленных офисов.
Во-вторых, обращают на себя внимание усовершенствованные возможности интеграции УАТС OmniPCX Enterprise с системами видеоконференц-связи Polycom. Решение, основанное на протоколе SIP, облегчит подключение групповых и персональных терминалов ВКС к учрежденческой АТС. Программная реализация клиента ВКС, предназначенная для установки на рабочем ПК, позволит увеличить доступность сервисов конференц-связи в корпоративной среде.
В-третьих, весьма многообещающей кажется совместная разработка Alcatel и Nokia, обеспечивающая беспроводное расширение корпоративной телефонной сети и перенос ее функционала на двустандартные телефоны GSM/Wi-Fi. Это решение работает с Symbian-смартфонами Nokia серии E. Кроме того, развивается аналогичная технология для интеграции IP-УАТС и PDA под управлением Windows Mobile 5.0.