В Северо-Западном федеральном округе стремительно иссякает потенциал существенного роста численности пользователей, прибегающих к услугам сотовой связи. В Санкт-Петербурге его, судя по всему, уже совсем не осталось, а потому подсчет абонентской базы на основе проданных SIM-карт теряет былое значение.
Раньше увеличение числа абонентских подключений служило для демонстрации бурного роста отдельных операторов связи и всего рынка мобильной связи. Теперь, когда проникновение услуг сотовой связи превысило теоретически возможное значение 100%, рапортовать о достижениях на основе таких цифр попросту бессмысленно. Если в Санкт-Петербурге насчитывается 8,5 млн абонентов, а проникновение сотовой связи составляет 135%, то какое представление о его рынке можно получить с помощью этой информации? Реальных абонентов там должно быть примерно в два раза меньше.
Рыночные доли операторов, выраженные «в деньгах» и «в SIM-картах», также сильно различаются, как свидетельствует исследование аналитического агентства «Рустеле.ком». Согласно его результатам, в 2006 году доля «МегаФона» в СЗФО, измеряемая в SIM-картах, составила 38%, а в рублях — 50%. Данное отличие особенно заметно на примере оператора, занимающего второе место в регионе. По количеству проданных SIM-карт отставание МТС от «МегаФона» — не такое уж значительное (32% против 38%), но при подсчете рыночной доли на основе выручки оно оказывается огромным (26% против 50%).
А «Скай Линк» и Tele2 вообще меняются местами в рейтинге при пересчете оных на основе разных параметров. Имеющий всего 1% абонентской базы мобильных пользователей «Скай Линк» получил 6% совокупной выручки и ушел с последнего места, на которое переместился Tele2 с 7% SIM-карт и 3% заработанных денег. Впрочем, Tele2 демонстрирует самый высокий относительный рост: в 2005 году он занимал всего 1% рынка по объему выручки, а значит, за год отвоевал у конкурентов 2%. Те же 2% потерял в 2006 году «МегаФон», но не следует думать, что Tele2 увеличил рыночную долю только за его счет: аутсайдер наращивал присутствие в Северо-Западном регионе также за счет органического роста и приобретения сотовых активов. Тем не менее есть основания полагать, что значительная часть его новых абонентов ранее пользовалась услугами «МегаФона», который удерживает самые высокие тарифы среди предлагаемых в регионе.
У МТС и «ВымпелКома» тоже совпало изменение рыночных долей: первый потерял 3% выручки, а последний, напротив, их дополнительно получил. Доля «Скай Линка» на протяжении трех лет не меняется, но в абсолютном выражении доходы оператора растут вместе с рынком примерно на 30% в год. При такой общерыночной тенденции доходы заметно увеличиваются даже у тех операторов, которые немного «теряют в рыночном весе» («МегаФон» и МТС).
Объем регионального рынка услуг сотовой связи в 2006 году составил 1,7 млрд долл. Согласно прогнозам «Рустеле.кома», по итогам нынешнего года он должен достичь 2 млрд долл. Следовательно, относительный рост окажется меньшим, чем в прошлом году (30%). Эксперты считают, что «Билайн» и Tele2, скорее всего, продолжат наступление на конкурентов.