Через полвека после изобретения видеотелефонии она все еще топчется на задворках рынка услуг связи. Этот сервис мог бы стать мощнейшим стимулом для роста операторских доходов, но он остается лишь эффектной декорацией к футуристическим кинолентам. Надолго ли?
На презентациях новейших систем видеоконференц-связи многие из них потерпели полное или частичное фиаско. В ходе «показательных» сеансов всегда возникали какие-нибудь неполадки: то внезапно исчезнет звук, то у экранного визави вдруг образуется «черная дыра» в области живота, то изображение рассыплется на квадратики. Несовершенство профессиональных систем ВКС стоимостью несколько тысяч долларов заставляет вспоминать фантастические романы, герои которых непринужденно общаются с помощью видеотелефонов. В середине прошлого века крупнейшие футурологи почитали видеосвязь непременным атрибутом грядущей эпохи. Но век компьютеров и телекоммуникаций уже прошел свою середину, а чуда так и не произошло. Как говорил известный сатирик, «видимо, в супе чего-то не хватает».
Первый блин комом
В технологическом плане массовая услуга видеотелефонии была детально проработана почти 50 лет назад. В далеком 1964 году компания AT&T представила в Нью-Йорке на всемирной выставке World’s Fair прототип первого видеотелефона. Три года спустя в рамках все той же выставки, только уже в канадском Монреале, было продемонстрировано действующее решение Picturephone.
Для бесплатного тестирования публике были предоставлены несколько видеотелефонов. Они представляли собой довольно компактные настольные аппараты, оснащенные номеронабирателем, камерой и естественным для того времени черно-белым экраном со скромной разрешающей способностью. Тем не менее демонстрация услуг прошла успешно: посетители выставки смогли вступить в аудиовизуальный контакт с «добровольцами», находившимися в США. Трансмиссия сигнала на последней миле осуществлялась посредством обычной витой пары и промежуточных усилителей, установленных на линии доступа до узловой станции через каждые 1,6 км.
Коммерческий сервис Picturephone был предложен в Нью-Йорке и Вашингтоне в начале 70-х годов. Абонентское устройство к тому времени усовершенствовали, а размеры его экрана увеличились. Первые терминалы были установлены в специальных кабинах на территории Центрального вокзала Нью-Йорка, в некоторых других общественных местах и офисах крупных компаний. Связь между терминалами обеспечивали специально разработанные коммутаторы серии 5XB.
Дальше проект Picturephone развивался неудачно, хотя он и просуществовал вплоть до 1995 года. AT&T так и не удалось развернуть общенациональную сеть видеотелефонии. Нетрудно понять причины поражения этой фантастической инициативы. Во-первых, в то время была недостаточно развита телекоммуникационная инфраструктура. Например, аналоговый сигнал от видеотелефонов в сети AT&T передавался на скорости 19 Кбит/с (а под видеоданные отводились лишь 11,2 Кбит/с). Естественно, при такой полосе пропускания качество изображения было, мягко говоря, скромным (частота обновления — не более 10 кадров в секунду). Во-вторых, первые абонентские устройства оставались весьма недешевыми. Они базировались на самых передовых технологиях своего времени, но видеокамеры, миниатюрные телеэкраны и новейшие полупроводниковые системы стоили дорого и выпускались в ограниченном количестве. В общей сложности AT&T удалось продать в США 2,5 тыс. видеотелефонов за 1–1,5 тыс. долл.
Конечно, не только AT&T пыталась заработать в прошлом веке на публичных услугах видеотелефонии. Возникали инициативы и в других странах, но практически все они заканчивались плачевно. Причины — аналогичные: низкая пропускная способность сети, дороговизна оборудования и недооценка возможностей уже появившегося протокола IP.
Время новых возможностей
Согласитесь, сегодня ситуация — принципиально иная. Телекоммуникации и компьютерные технологии сделали невероятный скачок. Кого теперь удивишь портативной видеокамерой или миниатюрным экраном с высочайшей разрешающей способностью, не говоря уже о персональных компьютерах, КПК и сотовых телефонах! Однако что-то по-прежнему мешает сбыться давнишним мечтам о видеотелефонии.
Может быть, производители телекоммуникационного оборудования не готовы предоставить клиентам (операторам связи) надежные инфраструктурные решения? Нет, такие системы давно проработаны и имеются в продуктовых портфелях всех поставщиков оборудования связи (по крайней мере, они это утверждают). Артур Дусов, менеджер по оконечному оборудованию российского дивизиона Huawei, рассказывает: «В портфеле сетевых решений нашей компании есть все необходимое для построения сети, способной предоставлять публичные услуги видеосвязи. В первую очередь, это технологии коммутации U-SYS, организации видеоконференций ViewPoint8000, широкий спектр видеотерминалов и видеотелефонов. Например, решение U-SYS включает в себя коммутатор SoftX3000 производительностью 16 млн одновременных соединений и набор шлюзов к сетям доступа разных типов, в том числе предназначенных для обмена видеовызовами с сетями 3G».
Тогда, возможно, операторы городских сетей еще не внедрили соответствующие решения? Хотя многие сервис-провайдеры и рапортуют о полной готовности их сетей к реализации коммерческих услуг видеосвязи, приходится констатировать наличие ряда инфраструктурных проблем. Видеосвязь — услуга ресурсоемкая, и для ее массового развертывания требуется мощная сетевая инфраструктура, обеспечивающая заданное QoS как на транспортном уровне, так и на уровне доступа. Кроме того, принципиальное значение имеет выбор базовой технологии для реализации услуг видеотелефонии.
«Уместно напомнить, что в конце прошлого века попытки внедрения систем видеотелефонии традиционно основывались на технологиях ISDN. Однако благодаря интенсивному развитию IP-технологий и тому обстоятельству, что сети ISDN не получили значительного распространения на территории России (у нас они используются лишь в корпоративной среде), будущее видеотелефонии и видеоконференц-связи связано преимущественно с IP-сетями», — считает Алексей Пилипчук, заместитель директора департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании «ТехноСерв А/С».
Услуги видеотелефонной связи на базе IP предоставляют многие региональные операторы России. Однако, как правило, они организованы на оборудованных видеотелефонами переговорных пунктах, созданных в офисах самого оператора. Это было оправданно, когда спрос на видеосвязь оставался «единичным», а операторы не могли обеспечить всех абонентов широкополосным доступом. «Сейчас отечественные операторы заканчивают создание транспортных магистралей и активно развивают сети широкополосного доступа, поэтому массовый потребитель проявляет все больший интерес к видеосвязи. В таких условиях соответствующий сервис должен перекочевать из переговорных пунктов в квартиры и офисы», — считает Пилипчук.
И все же строительство IP-сетей не решает всех проблем массового развития услуг видеотелефонии. Используемые в системах IP-телефонии протоколы H.323 и SIP изначально поддерживают передачу видео- и аудиопотоков, но сегодня применяются преимущественно как протоколы передачи голоса. Мы поинтересовались у экспертов, нужно ли для организации видеотелефонии в IP-сети специальное коммутирующее оборудование на стороне оператора, поддерживающее видеопотоки? Оказалось, это не обязательно: для видеозвонка по схеме «точка-точка» достаточно наличия соответствующего терминального оборудования у пользователей. Проблема состоит лишь в обеспечении абонентам разных сетей единого поля нумерации.
«В традиционной телефонии используется стандарт нумерации E.164. Когда абонент IP-сети одного оператора вызывает абонента IP-сети другого оператора, они оба вынуждены использовать нумерацию E.164. Но это подразумевает частичное прохождение вызова через телефонные сети, не приспособленные к передаче видеопотоков. Можно сделать вызов напрямую на IP-адрес, но при динамическом выделении адресов большинству терминалов мы попросту не сумеем его узнать. Выход состоит в создании единой системы нумерации в IP-сетях», — утверждает Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса московского офиса Cisco Systems. Для таких целей подходит система ENUM, базирующаяся на принципах DNS и позволяющая обращаться к абоненту любым из способов — по идентификатору SIP URI (например, sip:user@domain.ru), по электронной почте или по ассоциированному с ним номеру E.164. Кстати, по словам Федорушкина, процесс реализации ENUM уже начался в России.
Еще одна принципиально важная задача заключается в предоставлении пользователям широкополосных каналов связи, поскольку для пропуска видеосигнала с приемлемым качеством требуется полоса шириной не менее 400 Кбит/с. Некоторые производители поставляют решения на базе «фирменных» протоколов сжатия, которые функционируют при меньших скоростях. Но большинство видеотерминалов поддерживают стандартные технологии передачи мультимедийного трафика, поэтому «фирменные» абонентские устройства способны распознавать только сигналы друг друга и не совместимы с видеотелефонами других производителей.
Видеотелефоны в наличии
По одной из версий для повсеместного распространения услуг видеотелефонии недостает абонентских терминалов. Например, директор по маркетингу и рекламе крупнейшего российского провайдера услуг широкополосного доступа «Комстар-Директ» Мина Хачатрян заверяет: «Для вывода услуги видеотелефонии на массовый рынок необходимо, чтобы на нем было достаточно аппаратов, имеющих функцию видеосвязи. Только в этом случае массовое внедрение услуги будет иметь смысл». Однако подобные утверждения не выдерживают критики. Во-первых, они равносильны заявлениям о том, что внедрение услуг IP-телевидения в сетях «Комстар-Директ» нецелесообразно из-за нехватки абонентских приставок STB. Но мы-то знаем: бизнес-модель развития сервиса «Стрим-ТВ» подразумевает предоставление абонентам приставок STB через сервис-провайдеров, причем на льготных условиях. Во-вторых, самым простым и доступным вариантом терминального оборудования для видеотелефонии может служить компьютер с Web-камерой и бесплатной программной утилитой видеосвязи. А значит, клиентом услуг видеотелефонии мог бы стать любой подписчик того же «Комстар-Директа».Крупные и средние производители давно освоили массовый выпуск недорогих настольных устройств для видеосвязи. Huawei в качестве абонентских устройств для сетей видеотелефонии предлагает недорогие аппараты ViewPoint 8220 (для офиса) и ViewPoint 8210 (для домашних пользователей). В нынешнем году в продаже появится видеотелефон ViewPoint 8230. Британская компания AuPix, корейская Wooksung, американские Motorolа и Grandstream, а также ряд других поставляют всевозможные видеотелефоны для домашнего и офисного применения по вполне приемлемой цене (от 200 до 400 долл.).
Абонентские капризы
Недостаточное количество потенциальных клиентов и неоднозначное восприятие ими услуг видеотелефонии могут препятствовать развитию массового рынка услуг видеосвязи, но лишь на первых порах. «Нужно учитывать фактор критической массы, — отмечает Федорушкин. — Какова вероятность того, что обладатель видеотерминала сможет связаться с другим абонентом? Она минимальна, поскольку число обладателей видеотерминалов пока стремится к нулю. Получается замкнутый круг: пока нет достаточного количества абонентов с соответствующими терминалами, не будет и вызовов. А пока нет достаточного спроса на видеозвонки, операторам не имеет смысла предлагать их клиентам».
Аналогичная ситуация наблюдалась на рынке сотовой связи в период его становления. Но как только уровень проникновения превысил 1–2%, проявился устойчивый спрос на мобильную связь. Видеотелефонии тоже необходимо пройти этот барьер, но кто должен взять на себя функцию первичного формирования спроса?
По разным оценкам, сегодня широкополосным доступом обеспечены до 40% активной части населения страны. «Таким образом, до полной готовности к внедрению видеотелефонии осталось не так уж и много — предоставить широкополосный доступ остальной части россиян, продумать варианты обеспечения QoS и маркетинга услуг», — говорит Пилипчук из «ТехноСерв А/С». Он полагает, что этот процесс займет два три-года.
Возникает вопрос: а готов ли потребитель платить за услуги видеосвязи, нужны ли они ему? Если у абонента имеется высокоскоростной доступ к Internet, он зачастую предпочитает платным услугам бесплатный сервис видеотелефонии — наподобие Skype и NetMeeting. Зарегистрировавшись в соответствующих Internet-системах и установив Web-камеру, можно худо-бедно видеть и слышать удаленных собеседников. О гарантированном качестве, разумеется, в таких случаях речь не идет. «Нужно, чтобы потребитель сначала познакомился с возможностями бесплатной видеотелефонии, опробовал их. И лишь устав, наконец, от плохой картинки, он захочет надежности, качества и новых функциональных возможностей — всего, что мы называем операторским сервисом», — подчеркивает Пилипчук.
Есть и более сложные психологические мотивы, препятствующие массовому распространению видеосвязи. В силу некоторых особенностей быта, привычек и сиюминутных желаний человек (а особенно женщина) негативно воспринимает возможность в любую минуту оказаться на экране вызывающего абонента. Между тем это препятствие — лишь свидетельство стереотипов мышления, а мы знаем, как ловко современные рекламные технологии манипулируют нашим сознанием, ломая самые твердые догмы. Достаточно вспомнить рекламу женских гигиенических принадлежностей на ТВ, которая уже никого не шокирует. Внедрение в сознание потребителей положительного отношения к услугам видеосвязи — лишь вопрос времени и денег рекламодателей (то есть сервис-провайдеров). Современные мультимедийные технологии без труда обеспечат пользователю комфортное видеообщение с соблюдением режима «интимности»: не хочешь показываться на экране — активируй анимированный образ или попросту на время отключи камеру.
Лед тронулся
Зарубежный телекоммуникационный рынок дает некоторые примеры внедрения массовых услуг видеотелефонии. Три года назад Telmex, крупнейшая телефонная компания в Мехико, начала оказывать коммерческие услуги видеосвязи на базе обычных телефонных линий и технологии H.324. Британский национальный оператор BT активно продвигает сервис Broadband Talk Video. Для пользования им достаточно приобрести видеотелефон стоимостью 150 фунтов стерлингов и иметь свободный порт в домашнем Ethernet-маршрутизаторе. Тариф на видеосвязь установлен в размере 10 пенсов за минуту.
Агентство Analysis прогнозирует, что к 2010 году уровень проникновения домашних видеокоммуникаций в развитых странах достигнет 32%. При этом 11% взрослого населения будут использовать мобильный вариант видеосвязи. Подобные приложения будут способствовать увеличению прибыли провайдеров в расчете на абонента (ARPU) и станут логичным дополнением к пакету услуг широкополосного доступа. Ожидается, что объем глобальных продаж услуги «видео поверх IP» к концу 2007 года превзойдет отметку 2,2 млрд долл. (по данным In-Stat/MDR).
Развитию массовой видеотелефонии способствуют применение вертикальных узкоспециализированных приложений, таких как телемедицина и дистанционное обучение. Кроме того, наблюдается повышенный интерес операторов к возможности предоставления услуг видеосвязи в составе технического комплекса IPTV.
Как заявил Дмитрий Броннер, директор по развитию бизнеса Alcatel-Lucent СНГ, его компания рассматривает видеотелефонию как часть решения Triple Play. Оно позволяет отвечать на видеозвонки и на обычные телефонные вызовы с помощью терминала, подключенного к телевизионной приставке. Таким образом, пользователь получает возможность задействовать единый домашний центр коммуникаций для доступа к услугам ТВ, видеосвязи и телефонии. «В России насчитывается более 70 млн телеприемников и 20 млн ПК, и мы верим, что Triple Play имеет в нашей стране ясные перспективы развития, — добавил Броннер. — А принимая во внимание наличие на рынке пакетных предложений Doulbe Play (у операторов «Стрим», «Акадо» и Qwerty), мы предполагаем, что появление услуг видеотелефонии возможно уже в нынешнем году».
Вероятнее всего, именно такой путь развития выбрала для себя компания «Центральный Телеграф», которая объявила о полной реализации Triple Play и теперь может стать пионером отечественного рынка массовой видеотелефонии. Как заявил ее генеральный директор Ваагн Мартиросян, для предоставления массовых услуг видеосвязи оператору требуется транспортная сеть со значительной пропускной способностью. «Центральный Телеграф» имеет сеть QWERTY, построенную на базе технологии MetroEthernet с пропускной способностью 10 Гбит/c. Наличие в телекоммуникационной инфраструктуре коммутационного оборудования, поддерживающего коммутацию вызовов с видеотрафиком, также играет не последнюю роль, но ЦТ располагает и этим ресурсом. «Не хотелось бы опережать события, но мы намерены запустить услугу «Видеотелефония» во втором полугодии 2007 года», — обнадежил Мартиросян.
Вне сомнений, мы становимся свидетелями второго рождения видеотелефонии, и на сей раз для ее полномасштабного внедрения созрели все предпосылки. Первопроходцы, такие как британский BT или наш «Центральный Телеграф», вскоре преодолеют первичные барьеры на пути к распространению массовой видеосвязи. А затем наступит новый отраслевой «бум», предсказанный футурологами еще в середине прошлого века. Ждать осталось недолго.