Network World, США

В условиях роста популярности приложений VoIP и поддержки мобильности локальные сети усложняются и становятся критически важными элементами корпоративной инфраструктуры. При этом компании все чаще передают управление ими на аутсорсинг.

Быстрыми темпами растут продажи услуг управления ЛВС у таких компаний, как операторы Verizon Business и AT&T, глобальные системные интеграторы IBM и EDS. Объем доходов от этой деятельности растет вместе с развитием сетевой инфраструктуры и коммуникационных сервисов. По оценкам исследовательской фирмы Insight Research, рынок услуг управления ЛВС увеличится за пять лет более чем в 4 раза (с 2,6 млрд долл. в 2006 году до 11,3 млрд долл. в 2011-ом). «Городские сети Ethernet, IP-телефония, IP-PBX и публичные хот-споты обеспечат дополнительный трафик провайдерам управляемых сервисов», — говорит президент Insight Research Роберт Розенберг.

Услуги администрирования ЛВС представляют собой лишь часть рынка управляемых услуг (Manager services), но сейчас этот сегмент растет наиболее динамично. «Темпы прироста услуг управления ЛВС — на 50% выше динамики всего рынка», — добавляет Розенберг. По его оценкам, объем управляемых услуг ЛВС увеличивается на 34% в год, в то время как рынок в целом — лишь на 22%.

Действительно, 2007-й может стать годом «управляемых ЛВС». Исследование агентства Forrester Research, проведенное в сентябре 2006 года, показало, что более половины североамериканских и европейских компаний планируют в течение двух лет обновить инфраструктуру корпоративных сетей. Предприятия активно инвестируют в виртуальные ЛВС, технологии ускорения работы приложений и аутентификации пользователей на портах коммутаторов LAN. А когда они берутся за модернизацию ЛВС, все больше руководителей решаются на внешнее управление сетью.

Например, именно модернизация сети подвигла Национальный американский университет (National American University, NAU) из Сан-Диего на аутсорсинг сетевого управления. В 2005 году NAU перешел от использования устаревающей территориально-распределенной сети frame relay к работе с MPLS-сетью, всецело основанной на IP и характеризующейся стандартными конфигурациями LAN. Для модернизации сети и управления ею университет нанял оператора Verizon Business, который обеспечивает мониторинг событий и состояния сети, техподдержку, ремонт, анализ трафика и формирование отчетов. Вначале предполагалось, что Verizon будет администрировать только маршрутизаторы и фрагменты WAN. Однако потом выяснилось, что рациональнее поручить сервис-провайдеру управление всей инфраструктурой WAN/LAN.

Университет имеет примерно 1 тыс. пользователей, в том числе сотрудников и студентов. Основными приложениями являются доступ к Internet и внутренним серверам, онлайновые курсы обучения, электронная почта, Web и VoIP. Переход к VoIP стал важным аргументом для NAU в пользу выбора модели аутсорсинга. Когда модернизация только начиналась, каждый кампус располагал собственной телефонной системой. Теперь весь NAU обслуживает единая система VoIP, и до любого сотрудника можно дозвониться, набрав четырехзначный номер.

Благодаря аутсорсингу ИТ-штат университета уменьшился до восьми человек, а одновременно сократилось время решения проблем. Ранее при возникновении неполадок в работе оборудования ЛВС, расположенного в удаленных точках сети, требовались день-два на диагностику и исправление, а теперь обычные «накладки» устраняются максимум за час. Стало намного легче разворачивать ИТ-инфраструктуру в новых точках: управляющая компания обеспечивает все необходимое за месяц-полтора. Кроме того, усовершенствован контроль над изменениями конфигурации сети — достаточно ввести свои данные на портале сервис-провайдера и затребовать сведения об изменениях. Таким образом, заказчику доступен их полный аудит.

Университет в Сан-Диего — далеко не единственная организация, решившая прибегнуть к аутсорсингу. Во многих отраслях (финансы, здравоохранение, производство и торговля) компании выбирают внешнее управление ЛВС. Эксперты отмечают, что заметный сдвиг к управляемым сервисам произошел за последние 18 месяцев. В это время многие компании стремились добавить к арсеналу своих сетей VoIP, беспроводную связь, потоковое видео, средства совместной работы и другие актуальные приложения.

Еще несколько лет назад локальная сеть обычно действовала лишь в стенах офиса, обеспечивая доступ к внутренним ресурсам. Но теперь количество и типы приложений ЛВС значительно изменились. Сложность управления, обеспечения качества сервиса, производительности и надежности — все это приводит многие фирмы к аутсорсингу. Обращение к внешнему провайдеру стимулируется сложностью систем, необходимостью особых навыков для управления ими и ценовыми факторами. Повышается стоимость инструментов управления LAN и WAN, а в результате передача функций управления на аутсорсинг становится оправданной.

«Для круглосуточного администрирования корпоративной сети нужны минимум четыре человека, — отмечает старший менеджер Verizon Business Клифф Кибелли, — а глобализация и работа в Internet требуют от компаний круглосуточной работы. Только на зарплату сотрудников может уйти до 400 тыс. долл. в год, и это без учета стоимости инструментов управления». Описанные тенденции привели к тому, что под управлением Verizon сейчас находятся 60 тыс. клиентских устройств ЛВС. «Ежегодный прирост объема управляемых услуг составляет 25–30%», — заключает Кибелли.

Эксперты считают, что грани между локальными и территориально-распределенными сетями стираются. Это позволяет руководителям ИТ-служб чувствовать себя более комфортно, передавая на аутсорсинг внешним подрядчикам задачи мониторинга и развития сети. Традиционно WAN и LAN рассматривались как отдельные элементы, и ими управляли разные группы специалистов, но при внедрении средств корпоративной IP-телефонии происходит смешение таких групп. При этом поставщики услуг заявляют, что способны точно выполнять все договоренности об уровне обслуживания (SLA), в том числе связанные с управлением ЛВС.

Включение в корпоративную среду беспроводных устройств, таких как сотовые телефоны и КПК, а также возникновение связанных с этим проблем защиты порождают еще большие сложности. В результате, скажем, оператор AT&T намерен объявить в середине года о расширении спектра своих услуг, нацеленных на управление беспроводными LAN.