Возможности службы Skype, позволяющей передавать голосовой трафик и видео через публичный Internet, оценили не только домашние пользователи, но и организации.
Эта служба позволяет значительно сократить расходы на междугороднюю и международную связь при приемлемом качестве соединений. Компаниям, насчитывающим сотни сотрудников, Skype помогает ежемесячно экономить по несколько тысяч долларов. Однако с точки зрения информационной защиты допустимо использовать данную систему далеко не в каждой крупной организации, поскольку Skype считается потенциально опасным каналом утечки конфиденциальных данных.
Аналитики компании InfoWatch и информационного портала SecurityLab.ru провели опрос более 1,2 тыс. респондентов. Участниками исследования стали квалифицированные специалисты в области ИБ (37,1%), системные администраторы (34,3%) и «рядовые» посетители портала SecurityLab.ru (28,6%). Выяснилось, что большинство опрошенных (46,8%) считают сервис Skype предпочтительной системой Interet-коммуникаций. Примерно 25,3% заявили, что используют и другие средства VoIP-связи. А 27,9% респондентов сообщили, что во внутренних сетях их организаций подобные инструменты запрещены.
По мнению 55,6% респондентов, наибольшую опасность Skype представляет из-за риска утечки конфиденциальной информации. Примерно 29% уверены, что применение системы значительно повышает риск вторжения хакеров. При этом 37,2% опрошенных полагают, что использование данного инструмента может повлечь за собой несанкционированный доступ к информации, 33,2% опасаются потери данных, а 31,7% — проникновения вредоносных программ на рабочие станции. С мнениями участников опроса согласны и его организаторы. Они готовы поспорить лишь с тем, что пользователям Skype следует всерьез опасаться хакеров или вредоносного контента.
Хотя респонденты и признали наличие потенциальных угроз для пользователей системы, лишь 23,4% из них обвинили в этом уязвимости самого ПО. Большинство опрошенных (44,6%) считают основной причиной возможных инцидентов человеческий фактор, а 26,7% — недостатки программного окружения. Тем не менее обеспечение безопасности является очень важным аспектом принятия решения об использовании Skype в корпоративной среде. Две трети специалистов (66,4%) склоняются к тому, что угрозы нарушений ИБ затрудняют внедрение в компаниях этого средства коммуникаций. Для того чтобы задействовать преимущества общедоступной системы VoIP, организациям необходимо защитить все узлы информационной инфраструктуры и грамотно настроить политики безопасности. Нельзя забывать также об административных мерах и регулярном обучении сотрудников, ведь и отсутствие навыков использования ИТ-ресурсов грозит серьезными проблемами.