В перспективе именно за эти потребительские качества услуг операторы и будут получать основную часть доходов. По крайней мере, так считают участники ежегодной конференции «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес».
Растущая неопределенность
Расширение операторского бизнеса путем внедрения взаимосвязанных интеллектуальных сервисов обуславливает целый комплекс прикладных задач. Прежде всего возникает вопрос распределения функций между владельцами транспортной инфраструктуры, сервис- и контент-провайдерами, модераторами, агрегаторами и интеграторами всех мастей. Участникам рынка предстоит решить вопрос: кто и за что из них должен платить, кому и в каком объеме? На стадии формирования игрового поля эта задача напоминает пресловутый дележ шкуры неубитого медведя. Но все идет к тому, что скоро будет что делить, поэтому связисты уже приступили к практической выработке прототипа универсальной бизнес-модели взаимоотношений участников рынка. Наиболее активно рынок дополнительных услуг развивается в секторе мобильной телефонной связи. Продажи мобильного контента в 2006 году на территории России составили 408 млн долл. Эти доходы были в тех или иных пропорциях поделены между участниками соответствующей производственной цепочки.
Недавно Россия, наконец-то, определилась с владельцами лицензий 3G, благодаря чему прояснилась основная траектория развития дополнительных сервисов в мобильных сетях. Вместе с тем ряд аналитиков придерживаются мнения, что технологии 3G потеряли былую актуальность, и теперь применительно к новым услугам следует упоминать лишь сотовые сети четвертого поколения, либо мобильный вариант WiMAX. Другие эксперты утверждают, что российским сотовым операторам будет сложно заинтересовать своих абонентов новыми сервисами из-за низкой покупательной способности населения и жесткой ценовой конкуренции.
К пессимистам стоит прислушаться, ведь нынешний показатель ARPU у операторов «большой тройки» колеблется возле отметки 8 долл., а затраты на приобретение одного нового абонента составляют примерно 100 долл. Из этого следует, что оператору требуется как минимум год удерживать абонента в своей сети, чтобы окупить одни лишь расходы на его привлечение. На чем же сегодня строится стратегия удержания массового абонента? На показателях качества обслуживания и низкой стоимости базового (голосового) сервиса. Дополнительные услуги играют в этом процессе пока второстепенную роль. В целом же ситуация на рынке VAS в телефонных сетях остается неопределенной. И происходит это оттого, что конвергентные тенденции из технологической плоскости транслируются на бизнес-уровень.
Корпоративные сервисы
Очевидной является тенденция интеграции голосовых и Internet-сервисов. Сегодня многие операторы фиксированной связи нацелены на те же сегменты рынка, что и мобильные. Конкуренция усиливается и за счет вовлечения в рынок конвергентных услуг операторов сетей кабельного ТВ. «Границы рынка размываются, и задача формирования удовлетворяющей всех справедливой и прогрессивной бизнес-модели сохраняет свою актуальность», - считает Маргарита Зобнина, старший консультант IKS-Consulting.
По мнению Александра Середы, менеджер департамента корпоративных решений московского офиса Alcatel-Lucent, важнейшим элементом стратегии развития дополнительных сервисов в телефонных сетях станет развитие интеллектуальных услуг связи для корпоративных клиентов. Совсем недавно операторы во всем мире ограничивали свое взаимодействие с корпорациями предоставлением им базового набора услуг связи, запрашиваемой емкости телекоммуникационных каналов, а также перепродажей оборудования для организации офисной связи. Теперь же крупные производители телекоммуникационных систем, включая Alcatel-Lucent, пропагандируют новую бизнес-модель, в которой операторам и сервис-провайдерам отводится более широкая роль (при активном содействии поставщиков оборудования).
«Мы имеем дело с новой бизнес-моделью, когда оператор берет на себя функции по формированию готовых пользовательских сервисов в системе корпоративной связи, - отмечает Середа. - Нередко компании не в силах самостоятельно организовать эффективную инфраструктуру для деловых коммуникаций и оператор может предложить своему клиенту полное или частичное решение этой задачи. Такая модель сулит массу преимуществ и оператору и его клиенту». Действительно, перепоручая сервис-провайдеру заботы по организации корпоративной сети связи, клиенты освобождают себя от необходимости рисковать инвестициями при закупке сложных телекоммуникационных систем; от оплаты эксплуатационных расходов; обучения и содержания дополнительного технического персонала.
Кроме того, все современные технологии, такие как IP-NGN и приложения на базе протокола SIP, становятся доступными заказчикам в виде готовых сервисов с гарантированным качеством обслуживания. Операторы, переходя от плоской модели продажи трафика к реализации интеллектуальных сервисов для бизнес-коммуникаций, получают новый стабильный источник доходов. А поставщики телекоммуникационного оборудования, расширяя круг клиентов, берут на себя функции технической поддержки реализованных решений.
С технологической точки зрения подобная модель может быть реализована в нескольких различных вариантах. Например, оборудование связи может принадлежать оператору, но эксплуатироваться на производственной площадке клиента. В другом случае клиент размещает часть своих телекоммуникационных систем на площадке оператора. Главное, что производители систем связи готовы предоставить и операторам и деловым пользователям, как необходимые инфраструктурные решения, так и высочайший уровень поддержки проектов, вплоть до полного аутсорсинга. Для компаний сектора SMB операторы могли бы предложить услуги построения небольших сетей связи, или реализовывать модель IP-Centrex. Средним корпорациям интересны предложения по построению конвергентных сетей голоса и передачи данных, приложений FMC, контакт-центров. Крупным клиентам - сервисы VPN и управляемых IP-УАТС с развитой функциональностью.
По прогнозам Alcatel-Lucent, к 2010 году в Западной Европе до 15% продаж решений в корпоративный сектор будут происходить через операторов и сервис-провайдеров. Вот только для российских операторов (в особенности - традиционных) внедрение дополнительных услуг не столь актуально, как для их зарубежных коллег. Во-первых, потому что демонополизация рынка городской телефонии в России пока далека от завершения, и в ряде регионов отсутствует реальная конкурентная среда на рынке базовых голосовых услуг. Во-вторых, российских операторов стационарных телефонных сетей вообще едва ли заботит проблема падения ARPU.
В отличие от западных компаний, отечественные нашли иной, и как показывает практика, более эффективный способ увеличения доходов. Банальное лоббирование нужных регулятивных норм позволяет в одночасье увеличить средний абонентский счет на десятки процентов. Именно к таким последствиям привели последние новшества в российском законодательстве о связи - изменение порядка межоператорских взаиморасчетов и введение принципа «Платит звонящий».