Построение бизнеса на фундаменте патриотических чувств обывателя — довольно распространенное явление в нашей стране. Где еще в мире, кроме России, отечественные автомобили могли бы много лет с успехом продаваться лишь потому, что их создание вплетено в историю государства, а марка вызывает ностальгию по прошедшим временам, когда все (или почти все) были равны друг перед другом и всеобщим товарным дефицитом? Конечно, больше нигде, ибо если у рационально мыслящих людей появляется возможность выбора, они не покупают продукты, изготовленные на их родине, но заведомо уступающие импортным аналогам.
Бывает, что дремлющее чувство гордости за державу вдруг взбудораживает российских чиновников, и с криком «Доколе нам преклоняться перед всем зарубежным!» они садятся за разработку очередной государственной программы, призванной догнать и обогнать Америку. Конечно, обилие всевозможных программ и нацпроектов — хороший признак того, что казна не пустует. Но бюджетных денег все-таки жаль, ведь их зачастую можно тратить с большей пользой.
Сейчас в нашей стране разгораются страсти по созданию, а вернее — по реанимации системы глобального спутникового позиционирования ГЛОНАСС, альтернативной американской GPS. Власти надеются, что полномасштабное развертывание ГЛОНАСС позволит не только восстановить «статус кво» России в космическом пространстве, но и возродить сопутствующие отрасли (в частности, микроэлектронику). Однако на безоговорочный успех ГЛОНАСС и возврат вложенных миллиардов рублей можно будет рассчитывать только в том случае, если услуги системы начнут пользоваться массовым спросом.
Власти считают: наши население и предприятия должны отвернуться от уже ставших привычными GPS-приемников, чтобы поддержать отечественного производителя. Но если на крупный бизнес и государственные организации еще можно как-то воздействовать с помощью патриотических идей, то частных пользователей и мелких предпринимателей этим не проймешь. Остаются проверенные способы: повышать таможенные пошлины на ввоз GPS-совместимых устройств либо вообще запретить их использование на территории России.
Впрочем, ни один из этих вариантов не перевесит чашу весов в пользу ГЛОНАСС. GPS-приемники не только выпускаются в виде отдельных устройств, но и интегрируются в сотовые телефоны, коммуникаторы и прочие товары массового спроса, не имеющие альтернативы в отечественном исполнении. Отняв у пользователей возможность покупать современные средства связи, можно вызвать не только народное недовольство, но и возмущение крупнейших производителей — Nokia, Motorola, SonyEricsson и т.д. А это станет новым препятствием на пути вступления России в ВТО. В общем, куда ни кинь — всюду клин. Остается радоваться тому, что хотя бы при выдаче лицензий на сети 3G не оговаривалось условие применения исключительно отечественного оборудования.
Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru