Итоги прошлого года придали энтузиазма «ВымпелКому» для освоения сопредельных с Россией территорий.
«ВымпелКом» отчитался о своей деятельности в 2006 году. Ее финансовые результаты настолько превзошли ожидания руководства компании, что пресс-конференция по итогам года затянулась на несколько часов.
Операционная выручка сотового оператора достигла 4,9 млрд долл., увеличившись за отчетный период почти на 52%. При этом OIBDA составил 2,4 млрд долл. (рост на 56%). Александр Изосимов, генеральный директор «ВымпелКома», сообщил, что абсолютного рекорда достиг показатель маржи по OIBDA — 50,4%. Чистая прибыль равна 811,5 млн долл., что превышает предыдущий показатель на 31,9%. Капитальные затраты (без учета приобретений) составили примерно 1,5 млрд долл. Изосимов подчеркнул, что свободный денежный поток (cash flow) впервые за историю компании вышел на позитивный уровень и зафиксирован на отметке 459,2 млн долл.
Существенную лепту в эти результаты внесли достижения оператора в IV квартале 2006 года. Известно, что три предновогодних месяца обычно не радуют предприятия сотовой связи. Их выручка существенно снижается из-за ощутимого сокращения доходов от роуминга. Но, по словам Изосимова, в IV квартале прошлого года тоже поставлен рекорд по прибыльности: полученные значения превзошли показатели аналогичных периодов за всю историю «ВымпелКома». Как ни странно, выручка оператора по сравнению с III кварталом увеличилась на 6,8%, достигнув 1,45 млрд долл. Благодаря нежданному росту прибыли совет директоров компании вынес на рассмотрение собрания акционеров вопрос досрочной выплаты дивидендов, составляющих 1,6 долл. за одну американскую депозитарную расписку (ADR). Некоторое время назад руководство оператора собиралось «раздавать бонусы» только в 2008–2009 годах.
За последнее время увеличились качественные показатели абонентской базы оператора, что особенно важно в условиях насыщения рынка. Если в IV квартале 2005 года значение ARPU «ВымпелКома» достигало 7 долл., то через год оно выросло до 8,9 долл. Другой показатель активности абонентов, количество использованных минут в месяц (MOU), вырос с 109,5 до 129,8 мин.
Оператор оценивает общее проникновение услуг сотовой связи на уровне 105% — с поправкой на «мертвые души» (фактически не используемые SIM-карты). В 2006 году абонентская база «Билайна» пополнилась почти на 10 млн пользователей, а к концу отчетного периода их число достигло 55 млн. Около половины новых клиентов пришлись на страны СНГ, где у компании работают дочерние предприятия.
«ВымпелКом» определил для себя несколько ключевых векторов развития. Исполнительный вице-президент фирмы Николай Прянишников сообщил, что оператор намерен сфокусироваться на расширении географии присутствия. В частности, «ВымпелКом» не отказывается от покупки региональных операторов мобильной связи. Наиболее привлекательными в этом отношении являются сотовые «дочки» оператора «Дальсвязь» и поволжский СМАРТС. Приобретения позволят «ВымпелКому» существенно ослабить ценовый демпинг в отдельных областях и укрепить свои рыночные позиции.
Развитие бизнеса продолжится и в ряде стран СНГ, на которые в «Билайне» возлагают большие надежды. Проникновение сотовой связи на этих территориях пока не столь велико, как в России, поэтому есть неплохой шанс занять лидирующие позиции. Оптимистичные планы экспансии подкрепляются результатами минувшего отчетного периода. Как известно, в 2006 году «ВымпеКом» вышел на рынки Узбекистана, Грузии и Армении, и сейчас в этих государствах у оператора насчитывается более 1 млн абонентов. В Казахстане он обслуживает свыше 3,8 млн клиентов. В Таджикистане «ВымпелКом» запустил услуги 3G и видит значительные перспективы, связанные с развитием дополнительных сервисов (в первую очередь, «Мобильного Internet»).
Одним из новых способов развития бизнеса оператора станет продажа свободных канальных емкостей в сетях связи, развернутых в странах СНГ. Такое предложение может привлечь к сотрудничеству операторов, выбравших модель MVNO. По словам Изосимова, в перспективе компания нацелена на международную экспансию. В первую очередь, оператору интересны рынки Азии и Ближнего Востока, а в дальнейшем — и другие регионы.
Безусловно, под торговой маркой «Билайн» абонентам будут предлагаться разнообразные новые услуги. По словам Изосимова, «ВымпелКом» уделит особое внимание развитию широкополосного мобильного доступа к Internet.