Эксперты ищут претендентов на роль killer application в сетях третьего поколения.
Российскому рынку необходим свежий стимул для роста интереса пользователей к дополнительным услугам. В этом участники второй Международной конференции по дополнительным услугам в сетях нового поколения «VAS Russia-2007», организованной компанией Infor-media, были почти единодушны. Естественно, наиболее обсуждавшимися темами стали необходимость удержания абонентов и повышения доходов операторов.
Хотя аналитики продолжают предсказывать рынку Value Added Services блестящее будущее, рост конкуренции и падение спроса на некоторые услуги заставляют его игроков насторожиться. За последние два года структура доходов от дополнительных услуг в мобильных сетях изменилась крайне мало. Как и ожидалось, основная часть выручки приходится на SMS и MMS (чуть больше 50%), причем «заслуги» MMS в этом тандеме крайне незначительны. На втором месте по емкости рынка — мобильный контент (24%). Мобильный Internet приносит 18%, а остальные 7% формируют дополнительные сервисы телефонии (АОН, голосовая почта и др.). Только за первое полугодие 2006 года объем российского рынка VAS составил 882,3 млн долл. Доля VAS в структуре доходов российских сотовых компаний выросла до 14,2%. Однако темпы развития этого рынка постепенно снижаются.
По мнению аналитиков Json & Partners, наступило время озадачиться поисками нового killer application. С GSM-сетями все ясно: услуги SMS никому не уступят свою лидирующую позицию. А вот в мобильных сетях следующего поколения это место пока вакантно. Некоторые аналитики считают, что killer application станет не какая-то конкретная услуга, а весь сегмент мобильного Internet. По прогнозам ComNews Research, рынок мобильного контента в нашей стране вырастет к 2010 году более чем до 1 млрд долл.
Одной из проблем рынка VAS являются значительные расхождения в отношении к дополнительным услугам их поставщиков и потребителей. «Это — расхождения между реальными ожиданиями клиентов и нашим представлением о них, — говорит Дмитрий Багдасарян, начальник управления маркетинга компании СМАРТС. — Такое расхождение особенно сильно проявляется при попытке продавать жителям российских регионов услуги, пользующиеся популярностью в Западной Европе».
Отмечается также проблема несоответствия фактического восприятия услуги и ожиданий потребителя. Зачастую абонент сталкивается с сообщением: «Ваш телефон данную услугу не поддерживает». Багдасарян уверен, что накопленный за несколько лет негативный опыт абонентов ставит под угрозу будущее рынка VAS. По его мнению, необходимы радикальные изменения: следует переориентироваться с инновации продуктов на инновации процесса обслуживания, а также увеличить бюджеты на рекламное продвижение дополнительных услуг отличного качества. В общем, нужно остановить «гонку вооружений» и начать бороться за лидерство не количеством, а качеством.