В середине апреля в Москве состоялся Международный форум по спутниковой навигации, в котором приняли участие 620 специалистов из России и 15 других стран. Основной темой форума стала работа российской Глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС).

Напомним, что ГЛОНАСС включает в себя находящиеся на высоких орбитах спутники, которые излучают в сторону Земли навигационные сигналы. Теоретически, люди и транспортные средства, располагающие приборами для приема и обработки этих сигналов, могут не только с высокой точностью определять собственные координаты и скорость движения, но и выполнять привязку своего текущего местоположения ко времени. Система позволяет устанавливать местонахождение объектов с точностью до 1 м на суше и на воде.

Юрий Носенко ожидает, что орбитальная группировка из 18 спутников начнет обслуживать всю территорию страны еще до конца 2007 годаПоскольку ГЛОНАСС — система государственная, она с самого начала проектировалась как система двойного назначения, то есть предназначалась для нужд Минобороны РФ и гражданских потребителей. Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся еще 25 лет назад. В коммерческую эксплуатацию система была принята только в 1993 году, но и тогда комплектация орбитальной группировки не была закончена.

Всерьез о спутниковой навигационной системе вспомнили лишь сейчас, хотя еще в 2005 году Владимир Путин обратил внимание Правительства на необходимость поторопиться с завершением работ, а заодно подумать о том, кто и в каких объемах будет пользоваться ГЛОНАСС. Позже он подчеркнул, что ГЛОНАСС должна предоставлять качественные услуги в масштабах всей страны и быть конкурентоспособной на международном рынке. «Для того чтобы потребители выбирали ГЛОНАСС, система должна безупречно работать, быть более дешевой и лучшей по качеству, чем GPS», — сказал Президент.

К концу марта 2007 года концепция использования отечественной навигационной системы стала более или менее отчетливой. Как сообщил заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко, в текущем году на реализацию Федеральной программы развития ГЛОНАСС из госбюджета будет выделено 9,88 млрд руб. Он также подчеркнул, что этой суммой вложения в проект не ограничатся: обязательно будут привлечены и внебюджетные средства. Их точный объем пока не известен, но, скорее всего, речь идет о сотнях миллионов рублей. Они будут потрачены на разработку и выпуск наземной аппаратуры для потребителей навигационной спутниковой информации.

Вскоре орбитальную группировку планируется довести до минимально приемлемого уровня, составляющего 18 космических аппаратов. В ближайшие годы она будет пополняться КА нового поколения «Глонасс-М» (ресурс работы — семь лет) и «Глонасс-К» (рассчитаны на десять лет эксплуатации). По ожиданиям руководителей Роскосмоса, система начнет работать на всей территории России до конца нынешнего года. Правда, по мнению независимых специалистов, 18 спутников недостаточно для полноценной работы — необходимы еще и запасные космические аппараты на разных орбитах. Для сравнения: американская система GPS состоит из 30 спутников.

Важно и то, что ГЛОНАСС (по примеру GPS) теперь придет и в гражданский сектор. Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов предложил использовать ее, например, для ускорения процесса прохождения таможни. Идея проста: из огромной очереди на границе можно выделить фуры и провести их «растаможку» на специальных терминалах уже внутри страны. А для контроля над перемещением грузов следует оснастить каждую фуру «маяком» в виде ГЛОНАСС-устройства.

В рамках федеральной программы «Глобальная навигационная система» за два года планируется разработать новое поколение мультисистемных навигационных терминалов ГЛОНАСС-GPS-Galileo на базе сверхбольших интегральных микросхем. По оценкам экспертов, для насыщения рынка отечественной конкурентоспособной аппаратурой необходимо наладить массовое производство, обеспечивающее выпуск 350–400 тыс. изделий в год.


Европа не бросит Galileo

Коммерческая жизнеспособность проекта, нацеленного на создание спутниковой системы определения местоположения Galileo, была поставлена под сомнение в конце прошлого года. Выяснилось, что аналогичная система, разработанная в Китае, станет конкурировать с Galileo на целом ряде рынков. В марте Европейская Комиссия опровергла слухи о том, что трудности реализации проекта отразятся на ходе разработки. «Сомнения в коммерческой жизнеспособности Galileo высказываются давно, но устраняться от поддержки проекта — не выход, — заявил вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген. — Мы не можем от него отказаться, так как Galileo по-прежнему отводится очень важная роль в Европе».

Европейская комиссия поручила восьми компаниям продолжить работу над проектом. К 10 мая должно быть сформировано совместное предприятие, которое станет заниматься непосредственно проектом, и выбран его генеральный директор. По словам Жака Барро, отвечающего в Еврокомиссии за транспорт, есть риск того, что расходы выйдут далеко за рамки намеченного бюджета. Ферхойген согласен с тем, что продолжение реализации Galileo упирается в вопросы финансирования. После 10 мая будут оглашены новые идеи, направленные на укрепление сотрудничества между государственным и частным секторами при реализации проекта Galileo.