«Российский рынок сотовой связи немного извращен – подавляющее большинство абонентов обслуживаются по схеме pre-paid, и только 3,5% используют систему постоплаты, в то время как за рубежом соотношение между пользователями первой и второй систем оплаты примерно равное», - считает исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников. Его компания первой среди доминирующих сотовых операторов России взялась исправить положение, запустив 7 мая этого года тарифные планы постоплатной линейки, рассчитанные на массового пользователя.
Немного раньше в «Билайне» проанализировали отчеты исследования агентства A.R.M.I., в котором утверждается, что 58% нынешних абонентов готовы перейти на постоплатные тарифы, если им представится такая возможность. Причем 11% опрошенных уже имели опыт использования подобных тарифных планов в недавнем прошлом. Осознавая, что постоплатная система расчетов означает не только удобство для рядового абонента (которому теперь не нужно беспокоиться о состоянии лицевого счета), но и неизбежное повышение ARPU, руководство «Билайна» решило запустить линейку тарифов post-paid во всех регионах обслуживания на территории нашей страны.
Из слов Николая Прянишникова следует, что сегодня для массового предложения постоплатных тарифов наступило наиболее благоприятное время. Во-первых, компании сотовой связи накопили необходимую базу кредитных историй абонентов, обмениваясь которыми они смогут обезопасить себя от граждан с очевидными аферистскими наклонностями. Во-вторых, россияне уже несколько лет как «живут в кредит», покупая через банковские ссуды различные товары – от недвижимости и машин до предметов одежды и быта. Поэтому возможность получать в кредит услуги связи вряд ли сейчас кого-то удивит. С другой стороны интеграция абонентских баз с внешними банками данных о недобросовестных плательщиках поможет дополнительно уменьшить риски операторов связи. В третьих (и это, пожалуй, самое главное), представители «большой тройки» уже давно конкурируют не столько по численности проданных SIM-карт, сколько по уровню выручки, получаемой от абонентов. Поэтому кредитное предложение «Билайна» в состоянии привлечь под желто-черный полосатый флаг абонентов из других сотовых сетей, которые ценят собственный комфорт и удобство пользования телекоммуникационными услугами.
Действенность новой инициативы «ВымпелКома» раньше других «оценили» конкуренты по сотовому рынку. Особенно нервно отреагировала на нее компания МТС, также объявившая о запуске 7 мая услуги «Кредит от МТС». Правда, между постоплатными тарифными планами «Билайна» и «Кредитом от МТС» невооруженным глазом видно существенную разницу. По сути, МТС предлагает абонентам не кредит в привычном понимании, а предоставление услуг под залог заранее внесенной суммы (300 рублей). Эта сумма списывается с лицевого счета абонента при активации услуги «Кредит», и лишь спустя шесть месяцев ее использования оператор обещает вернуть ее клиенту в виде бонуса. В случае превышения отрицательного сальдо в 300 рублей абонентский номер подписчика МТС блокируется, как это было раньше при достижении нулевого баланса.
«Билайн» же играет по-честному, что нельзя не приветствовать. Оплата услуг связи будет осуществляться абонентами его постоплатных ТП по итогам месяца – сколько наговорил, столько и заплатишь. Как и в случае с услугами «междугородки», пользователю дается на оплату 25 дней после выставления счета, после чего к нему уже могут применяться определенные санкции. Оператор обязуется автоматически информировать клиента (посредством SMS) о сумме и сроках оплаты. Кроме того, Николай Прянишников пообещал отменить практику взимания дополнительного платежа с абонентов за детализацию счета, поскольку многим пользователям соответствующих ТП наверняка захочется увидеть, куда и кому они звонили в течение прошедшего месяца.
Переход на постоплатную систему расчетов осуществляется без смены номера и SIM-карты, однако некоторым категориям подписчиков для подключения к системе потребуется внести на депозитный счет некий гарантийный взнос (его размер определяется выбранным ТП). Безо всяких взносов на постоплатную систему переключаются абоненты, которые в течение каждого из последних трех месяцев платили оператору свыше 20 долл. в Москве, или свыше 10 долл. в регионах, история взаимоотношений с которыми насчитывает 9 месяцев и которые имеют не более пяти телефонных номеров на одном лицевом счету. Всем прочим желающим необходимо посетить офисы «Билайна», предъявить там документы, удостоверяющие личность, и оплатить взнос.
Как сообщила исполняющая обязанности директора по маркетингу продуктов для массового рынка компании «ВымпелКом» Зинаида Хохлова, в постоплатной системе появятся как национальные, так и региональные тарифные планы. В частности, завоевавшие большую популярность среди pre-paid-абонентов тарифы «Проще говоря» и «Хочу сказать» перекочуют и в кредитную схему расчетов. При этом они сохранят свои основные характеристики и ценовые параметры (стоимости минуты звонка, скидки и т.п.). В национальной линейке тарифных предложений «Билайна» появится тариф «Твой клуб», действующий только в системе post-paid. Его отличительная черта – 75-процентная скидка на местные исходящие звонки внутри группы абонентов этого ТП.
Размер гарантийного взноса для жителей московского региона, которые выберут один из вышеназванных ТП, одинаковый и равняется 400 рублям. Неофитов постоплатной системы в сети «Билайн» ждет дополнительный бонус в виде бесплатного 25-мегабайтного пакета на «Мобильный GPRS-интернет», которым нужно будет воспользоваться в течение 30 дней.