Для заокеанского бизнеса наибольшее значение имеют не объемы продаж, не маржа, не прибыль, а стоимость акций предприятия на фондовой бирже. Исполнительные директора американских фирм согласовывают любые свои решения и действия с предположениями о том, как они отразятся на настроениях инвесторов. Если компания вдруг сильно потеряла в цене, это почти наверняка приведет к скорой отставке ее CEO, невзирая на вполне приемлемые финансовые результаты деятельности. Но стоит предприятию резко поднять стоимость своих акций, и его руководителю обеспечено переходящее звание «гуру бизнеса».
Похоже, нынешний CEO Avaya Луи Д’Амброзио застолбил себе место одного из самых успешных руководителей этой компаний. Пару недель назад ему удалось подписать соглашение с частными инвестиционными фондами Silver Lake Partners и Texas Pacific Group о продаже Avaya за 8,2 млрд долл., что на 28% больше ее биржевой стоимости на момент сделки. И теперь уже не важно, какую роль в блестящей операции сыграл сам Д’Амброзио: важно лишь, что выгодная для акционеров продажа акций пришлась на время его «правления».
Представителям отечественного ИТ-бизнеса, как всегда, есть чему поучиться у заокеанских коллег. На протяжении последних двух лет акции Avaya с переменным успехом котировались в диапазоне 9–12 долл. за штуку. Несмотря на ежегодное увеличение оборота и прирост клиентской базы, биржевая стоимость компании почему-то оставалась практически неизменной, что не могло радовать акционеров. Прежний ее глава Дон Петерсон ушел с поста, так и не найдя рецепта радикального увеличения уровня капитализации. Но именно при нем сформировались новые миссия и стратегия Avaya, которые и привели к описываемым событиям. Заключались изменения в том, чтобы поставлять клиентам не бездушные «железки», а интеллектуальное ПО управления бизнесом.
На новые декларации производителя мгновенно отреагировали авторитетные отраслевые аналитики. Gartner, к примеру, переместил Avaya в высший правый сегмент «магического квадранта». Другие эксперты тоже не скупились на лестные эпитеты и благоприятные прогнозы в адрес Avaya. В общем, стало понятно, что фирма готовится к продаже.
По правде говоря, другого выбора у нее не оставалось: не идти же с 5 млрд долл. оборота и 200 млн долл. чистой прибыли на рынок бизнес-ПО, чтобы бороться с такими «монстрами», как IBM и Microsoft! Трудно не согласиться с тем, что продажа Avaya в частные руки — оптимальный вариант и для компании, и для всего рынка корпоративных коммуникаций. Будучи независимым от более крупных производителей, этот «возмутитель спокойствия» еще не раз напомнит нам о себе.
Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru