Принято считать, что основной статьей экспортных доходов Израиля являются бриллианты. В действительности же экспорт «лучших друзей девушек» приносит стране лишь 21,1% денежных поступлений, а основная часть выручки (30,7%) приходится на электронные системы и ИТ-решения.
Показательно, что 68 израильских компаний котируются на торговой площадке NASDAQ. Это — самый высокий показатель в мире. На втором месте находится Канада, у которой в списке NASDAQ фигурируют 62 предприятия. А одним из столпов отрасли высоких технологий Израиля является компания RAD Data Communications, входящая в многопрофильную группу RAD.
Нет пророка в своем отечестве
Основные двигатели развития высоких технологий в Израиле — отсутствие собственных запасов природных ресурсов и исключительные по масштабам потребности в современном вооружении. Очень часто высокотехнологичные предприятия, созданные по инициативе военных, затем перепрофилируются в start-up-компании. Израиль имеет огромные резервы высококвалифицированных специалистов, и их число постоянно растет благодаря репатриантам и высокому уровню образования в местных университетах. Правительство активно поддерживает развитие экономики высоких технологий, создавая благоприятные условия для инвестирования в отрасль и доступа к «быстрым» деньгам.
Как рассказал Йорам Хольц, вице-президент по маркетингу RAD Data Communications, ежегодно специальный фонд Министерства промышленности, торговли и труда Израиля выделяет на высокотехнологичные исследования примерно 300 млн долл. Более трети грантов направляются на исследования в области телекоммуникаций и лишь 12% — в софтверные фирмы. В свое время государственные дотации сыграли не последнюю роль в становлении группы RAD, сегодня прочно стоящей на ногах.
Оборот группы в 2006 году составил 740 млн долл., поэтому ее справедливо относят к системообразующим предприятиям отрасли высоких технологий Израиля. Оборот RAD Data Communications, ключевого подразделения группы, составил в прошлом году 168 млн долл., что на 12% больше, чем в предыдущем году. Компания традиционно специализируется на решениях для доставки телекоммуникационных сервисов на «последней миле», но в последнее время активно развивает ряд новых перспективных направлений. Большая часть продаж RAD Data Communications приходится на рынки Европы (41%) и Северной Америки (21%). Лишь 3% доходов фирма получает в Израиле: по иронии судьбы, там продукты RAD Data Communications не получили широкого распространения.
Как заявил основатель группы RAD Зоар Зисапель, израильский рынок слишком мал. По объему совокупной выручки его не сравнить даже с рынком России, а тем более США. В собственной стране RAD Data Communications трудно конкурировать с мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, такими как Cisco, Alcatel-Lucent и др. В итоге RAD Data Communications (как и вся группа RAD) сфокусировалась на международных операциях.
По словам Григория Баранова, генерального директора RAD Data Communications в России, компания начала работать на территории СССР сразу после установления дипломатических отношений между нашими государствами в 1991 году. Хотя число жителей России сопоставимо с численностью населения всех остальных стран бывшего Союза, на российский рынок приходятся 70% продаж фирмы в данном регионе.
«Доступная» стратегия
Стратегическое видение RAD Data Communications развития мирового рынка связи мало отличается от представлений других производителей телекоммуникационных систем. Однако израильская компания имеет глубокую специализацию в области технологий доступа: как известно, в ее ассортимент входят более 250 специализированных решений в этой сфере. И такое разнообразие — не случайность.
«Когда-то коммуникационные сервисы развивались отдельно друг от друга и доставлялись при помощи разных протоколов по разным сетям. Теперь мы наблюдаем всеобъемлющую конвергенцию технологий и услуг связи. Стратегия RAD Data Communications заключается в том, чтобы удовлетворить все текущие и перспективные потребности бизнес-заказчиков и операторов в доставке и получении коммуникационных услуг», — говорит Даниэль Кофман, шеф департамента по технологиям. Он вкратце обрисовал взгляды руководства компании на развитие продуктовой линейки. RAD Data Communications нацелена на покрытие двух ключевых продуктовых направлений: это решения для доставки унаследованных сервисов по сетям на базе Ethernet/MPLS-IP и для доставки новых Ethernet/IP-сервисов через имеющиеся каналы PDH/SDH/ATM.
Продуктовый семисвечник
При более внимательном рассмотрении продуктовая линейка израильской компании включает в себя семь групп оборудования. К ним относятся широчайшая гамма устройств Ethernet-доступа через оптико-волоконные, DSL- и унаследованные сети, так называемые «псевдопроводные» решения (системы эмуляции сервисов TDM поверх IP), решения для сжатия и оптимизации голосового трафика посредством технологии VoIP, модемы для медной и оптической «последней мили», беспроводные мультиплексоры.
Пятым, важнейшим, элементом продуктовой линейки RAD Data Communications является многофункциональная платформа доступа операторского класса MAP (Multiservice Access Platform). Она позволяет поставщикам услуг связи развертывать массу новых сервисов без масштабных затрат на модернизацию инфраструктуры.
В линейке RAD также выделяются интегрированные устройства доступа (IAD). Они позволяют операторам связи предлагать малым и средним предприятиям широкий спектр современных услуг на основе сетей ATM или сетей с коммутацией пакетов, дополненных инфраструктурой DSL в качестве «последней мили». А благодаря поддерживаемому механизму эмуляции каналов (CES) E1/T1 или через последовательный интерфейс E1/T1 ATM UNI устройства IAD отлично подходят для подключения базовых станций к управляющей инфраструктуре сотовых сетей.
Впрочем, решения для транспортной инфраструктуры сотовых сетей занимают в продуктовой и маркетинговой стратегии RAD Data Communications особое положение. Как заявил Илан Сейднер, директор по маркетинговым коммуникациям RAD Data Communications, сейчас примерно 10% оборота компании приходятся на клиентов из сферы мобильной связи, но уже в следующем году доля «сотового» бизнеса в RAD значительно вырастет.
Эти прогнозы имеют под собой твердую основу. Большинство сотовых сетей используют SDH- или ATM-трансмиссию по линиям E1 для связи базовых станций с управляющими контроллерами и элементами ядра сети. «Затраты на подключение базовых станций и ранее были одними из самых высоких при построении сотовых сетей, а при переходе к инфраструктуре 3G и технологиям HSPA они станут расти по экспоненте», — полагает Даниэль Кофман. RAD Data Communications вовремя уловила эту тенденцию и разработала множество специализированных решений.
В частности, RAD предлагает набор многофункциональных концентраторов доступа со статистическим мультиплексированием (ACE 3100/3200/3400). Эти устройства обеспечивают агрегацию TDM-трафика сетей 2G, ATM-трафика сетей 3G и трафика перспективных услуг мобильной связи на базе OFDM-технологий, а также эффективное использование возможностей транспортной инфрастуктуры SDH/SONET и ATM. «В перспективе все сотовые сети будут базироваться на технологии коммутации пакетов (PSN), но пока базовые станции и контроллеры представляют собой ATM-устройства», — подчеркнул Кофман. Для их соединения по недорогой инфраструктуре на базе пакетной коммутации в продуктах семейства ACE 3x00 реализована технология сквозной псевдопроводной эмуляции ATM (PWE3). Она обеспечивает передачу трафика ATM (E1/T1/J1 UNI или STM-1 UNI) поверх сетей PSN (Ethernet/MPLS/IP).
А там — на четверть бывший наш народ
Основная производственная площадка, на которой выпускается большая часть продуктов RAD Data Communications, расположена в технопарке на севере Иерусалима (официально он называется Har Hotzvim Industrial Park). Этот крупнейший в Израиле и один из самых старых полигонов для запуска инновационных компаний приютил более 250 предприятий из сферы ИТ и биотехнологий.
Производственно-исследовательский корпус RAD Data Communications площадью 10 тыс. кв. м построен на территории Har Hotzvim Industrial Park одним из первых — в 1991 году. Сейчас на предприятии работают 250 человек. Примерно 50 специалистов трудятся в отделе R&D, а остальные заняты на производстве.
Кадровых проблем RAD Data Communications не испытывает. Штат предприятия постоянно пополняется за счет репатриантов с высшим инженерным образованием из стран бывшего СССР. Большинство сотрудников свободно общаются на русском. Они занимают на фабрике и рядовые, и руководящие должности.
У RAD Data Communications также есть производственные и исследовательские отделения в Китае, Индии, Бразилии и Германии. Но хотя значительная часть оборота компании приходится на Россию, а «качество» российских мозгов проверено израильтянами, они не спешат с открытием производственного филиала или центра по разработкам в нашей стране. Основатель фирмы Зоар Зисапель подтвердил, что этот вопрос обсуждался руководителями группы RAD. Возможно, его скоро опять поставят на повестку дня, но пока у RAD нет конкретных планов размещения производственных мощностей в России.