Дальнейшее развитие бизнеса телефонных операторов связано с выполнением простой, казалось бы, задачи: обеспечить разным социальным слоям и группам возможность общаться наиболее удобными для них способами и средствами.
Эта простота — кажущаяся, поскольку удобство пользования современными коммуникациями предполагает их повсеместную доступность и разнообразие абонентских сервисов. В перспективе именно эти потребительские качества услуг и будут определять основную часть операторских доходов. По крайней мере, так считают участники ежегодной конференции «Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес».
Растущая неопределенность
Расширение операторского бизнеса путем внедрения взаимосвязанных интеллектуальных сервисов обуславливает целый комплекс прикладных задач. Прежде всего, возникает вопрос распределения функций между владельцами транспортной инфраструктуры, сервис- и контент-провайдерами, модераторами, агрегаторами и интеграторами всех мастей. Участникам рынка предстоит решить, кто из них и за что должен платить, кому и в каком объеме. На стадии формирования игрового поля эта задача напоминает пресловутый дележ шкуры неубитого медведя.
Недавно Россия наконец-то определилась с владельцами лицензий 3G, благодаря чему прояснилась основная траектория развития дополнительных сервисов в мобильных сетях. Однако ряд аналитиков считают, что технологии 3G потеряли былую актуальность, и теперь применительно к новым услугам следует упоминать лишь сотовые сети четвертого поколения либо мобильный вариант WiMAX. Другие эксперты утверждают, что российским сотовым операторам будет сложно заинтересовать абонентов новыми сервисами — из-за низкой покупательной способности населения и жесткой ценовой конкуренции.
К пессимистам стоит прислушаться, ведь нынешний показатель ARPU у операторов «большой тройки» колеблется возле отметки 8 долл., а затраты на получение одного нового абонента составляют примерно 100 долл. Из этого следует, что оператору требуется минимум год удерживать абонента, чтобы окупить расходы на его привлечение. На чем же сегодня строится стратегия удержания массового абонента? На показателях качества обслуживания и низкой стоимости базового (голосового) сервиса. Дополнительные услуги пока играют в этом процессе второстепенную роль. В целом ситуация на рынке VAS в телефонных сетях остается неопределенной, поскольку конвергентные тенденции из технологической плоскости транслируются на бизнес-уровень.
Корпоративные возможности
Очевидной является тенденция интеграции голосовых и Internet-сервисов. Многие операторы фиксированной связи нацелены на те же сегменты рынка, что и мобильные. Конкуренция усиливается и за счет вовлечения на рынок конвергентных услуг операторов сетей кабельного ТВ. «Границы рынка размываются, и задача формирования удовлетворяющей всех, справедливой, прогрессивной бизнес-модели сохраняет актуальность», — заверяет Маргарита Зобнина, старший консультант IKS-Consulting.
По мнению Александра Середы, менеджер департамента корпоративных решений московского офиса Alcatel-Lucent, важнейшим элементом стратегии внедрения дополнительных сервисов в телефонных сетях станет развитие интеллектуальных услуг связи для корпоративных клиентов. Совсем недавно операторы во всем мире ограничивали свое взаимодействие с корпорациями предоставлением им базового набора услуг связи, запрашиваемой емкости телекоммуникационных каналов и перепродажей оборудования для организации офисной связи. Теперь крупные производители телекоммуникационных систем, включая Alcatel-Lucent, пропагандируют новую бизнес-модель, в которой операторам и сервис-провайдерам отводится более значительная роль (при активном содействии поставщиков оборудования).
«Мы имеем дело с новой бизнес-моделью: оператор берет на себя функции формирования готовых пользовательских сервисов в системе корпоративной связи, — отмечает Середа. — Нередко компании не в силах самостоятельно организовать эффективную инфраструктуру деловых коммуникаций, и оператор может предложить клиенту полное или частичное решение этой задачи. Такая модель сулит массу преимуществ и оператору, и его клиенту».
Действительно, перепоручая сервис-провайдеру организацию корпоративной сети связи, бизнес-клиент освобождается от необходимости рисковать инвестициями при закупке сложных телекоммуникационных систем, от эксплуатационных расходов, затрат на обучение и содержание дополнительного персонала. Кроме того, все современные технологии, такие как IP-NGN и последние разработки на базе протокола SIP, становятся доступны заказчикам как готовые услуги с гарантированным качеством обслуживания. В свою очередь, операторы, переходя от «плоской» модели продажи трафика к реализации интеллектуальных сервисов для бизнес-коммуникаций, получают стабильный источник новых доходов. А поставщики телекоммуникационного оборудования, получая новых надежных клиентов, берут на себя функции маркетинговой и технической поддержки реализованных решений.
По прогнозам Alcatel-Lucent, к 2010 году в Западной Европе до 15% продаж оборудования в корпоративный сектор будут осуществляться через операторов и сервис-провайдеров. Вот только для российских операторов телефонных сетей (в особенности традиционных) внедрение дополнительных услуг не столь актуально, как для их зарубежных коллег. Во-первых, демонополизация сектора городской телефонной связи в России пока далека от завершения, и в ряде регионов отсутствует реальная конкурентная среда на рынке базовых голосовых услуг. Во-вторых, российских операторов стационарных телефонных сетей едва ли заботит проблема падения ARPU.
В отличие от западных телефонных компаний, отечественные нашли иной способ увеличения доходов — как показывает практика, более эффективный. Банальное лоббирование нужных регулятивных норм позволяет в одночасье увеличить средний абонентский счет на десятки процентов. Напомним, что именно к таким последствиям привели такие новшества в российском законодательстве о связи, как изменение порядка межоператорских взаиморасчетов и введение принципа «платит звонящий».