Российский рынок мобильных принтеров промышленного назначения растет по экспоненте, но до сих пор измеряется лишь несколькими десятками проданных изделий в год.
Zebra Technologies — ведущий бренд на рынке решений категории «печать по требованию». В 2006 году Zebra выпустила 5,5 млн термических и термотрансферных принтеров для печати штрих-кодов, квитанций, RFID, smart-этикеток и пластиковых карт, получив доход 759,5 млн долл. Рыночная капитализация компании (она котируется на бирже NASDAQ под символом ZBRA) оценивается в 2,71 млрд долл. Почти половина продаж (49%) осуществлена за пределами США.
Как заявил Эшли Форд, директор по продажам Zebra Technologies в регионе EMEA, основные направления роста компании состоят в расширении географии присутствия, повышении внимания к программным приложениям для развития бизнеса, усилении позиций на рынке решений для радиоидентификации (RFID). Планируется расширять ассортимент за счет выпуска новых устройств для печати пластиковых карточек и мобильных принтеров с поддержкой беспроводной связи.
По словам Мэттью Паркера, менеджера по мобильным решениям в EMEA, для развития продуктового направления «мобильные принтеры» есть все необходимые предпосылки. Основными из них являются повсеместное развитие беспроводных коммуникаций, интенсивный рост спроса на системы автоматизации в сферах торговли и логистики. Эти тенденции подтверждаются финансовыми отчетами компании по рынкам Центральной и Восточной Европы: за прошлый год продажи мобильных принтеров Zebra в Польше выросли на 110%, в Турции — на 181%, а в Греции — на 732%.
«Рынок мобильных принтеров в странах EMEA растет очень быстро, — говорит Паркер. — Если в 2004 году в регионе было продано 60 тыс. мобильных принтеров, то в 2006 — уже 90 тыс., из которых на долю Zebra пришлось примерно 27 тыс. изделий». В 2010 году будет продано 160 тыс. мобильных принтеров. Доля Zebra, по собственным оценкам компании, составит 37 тыс. штук. Оговоримся, что в данном исследовании речь идет лишь о мобильных термопринтерах.
«В нашей стране рынок мобильных принтеров только зарождается», — подчеркнула Ольга Герасимова, директор по развитию бизнеса Zebra Technologies в России и СНГ. В 2004 году местному представительству удалось продать лишь несколько подобных устройств. В 2005 году было продано чуть более 20 мобильных принтеров, а в 2007 году объем продаж прогнозируется на уровне 300–350 штук. Основными заказчиками в России (как и во всем мире) являются крупные торговые сети, такие как «Ашан», логистические фирмы (например, FM Logistic или «Русская логистическая компания»).
Недавно Zebra запустила в серийное производство линейки мобильных принтеров — MZ, RW, и QL. Входящие в них устройства поддерживают больше возможностей, таких как учет маршрутов передвижения товаров и многоуровневое шифрование информации, дополнительные опции подключения к сетям Wi-Fi и Bluetooth. Принтеры MZ позиционируются как переносные системы промышленной печати начального уровня, но поддерживают коммуникационные технологии 802.11g, Bluetooth, IrDA и имеют USB-интерфейс для подключения к КПК, смартфонам и беспроводным корпоративным сетям. Устройства RW относятся к категории ударопрочных мобильных принтеров. Они опционально поддерживают Wi-Fi и Bluetooth, оснащены считывателями карт. Наконец, мобильные принтеры QL являются устройствами общего назначения и предназначены для печати этикеток в «полевых» условиях. Опционально принтеры Zebra QL оснащаются средствами связи стандартов 802.11g, Bluetooth и IrDA.
К сожалению, мобильные принтеры Zebra пока не поддерживают многообещающую технологию RFID. По словам представителей компании, уже в 2008 году такие устройства появятся на рынке.