Совсем недавно московский офис British Telecom распространил итоги своего международного исследования, проведенного совместно с Datamonitor, в котором говорится о том, как сегодня западные топ-менеджеры воспринимают Россию. Странно, но спустя 20 лет после разрушения "железного занавеса" свыше трети председателей советов директоров крупных корпораций США, Великобритании, Франции и Германии не знают, что российской валютой является рубль, а 14% полагают, что водка является основным продуктом, производимым в нашей стране. Жаль, что исследователи не задавали респондентам вопросы о пресловутых медведях на улицах провинциальных русских городов, иначе мы бы получили еще более впечатляющие результаты.

 Возможно, многие топ-менеджеры сидят не на своем месте или просто боятся оторваться от удобных и привычных стереотипов, но это - проблемы лично их самих и возглавляемых ими компаний. Те кто воспользовался открытостью границ и внешнеэкономических связей со странами бывшего СССР, вряд ли об этом пожалели, особенно в бурные и непредсказуемые 90-е годы. Конечно, риск - есть риск, но без него трудно рассчитывать на крупный успех.

В авангарде познания российской глубинки оказалась корпорация Intel. Каким-то чудесным способом ей удалось проторить путь ни куда-нибудь, а в маленький городок Нижегородской области, который нельзя найти ни на одной географической карте. Нынешний Саров, прежний Арзамас-16, был одним из самых засекреченных мест на территории Советского Союза, потому что в нем создавалась водородная бомба и трудились "отцы" советского ядерного оружия. Хотя почему "был" - он таковым остается и по сей день. Посетить этот город-призрак оказалось невозможно даже представителям отечественной отраслевой прессы, которых привезли на торжественное открытие нового центра разработок и исследований Intel. Он расположился в строящемся технопарке Сатис на расстоянии 5 км от КПП, охраняющего въезд в Саров.

 

История сотрудничества американской ИТ-корпорации и российских ученых-ядерщиков уходит корнями в начало 90-х годов прошлого века. Именно тогда Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ) и компания Intel заключили первое соглашение о разработке совместного проекта. "Пробный шар" оказался настолько удачным, что вскоре специалисты ВНИИЭФ создали организацию, работавшую непосредственно на Intel на контрактной основе. А в 2003 году в Сарове был открыт офис корпорации Intel, куда из числа местных инженеров и программистов были набраны первые штатные сотрудники.

 

Все это логично. Руководители Intel давно заявляют о том, что Россия богата не столько своими залежами "нефтегаза", сколько интеллектуальными ресурсами, которые нужно извлечь и заставить работать на благо общества. Вот только все равно непонятно, как в условиях тотальной закрытости и секретности города Сарова сотрудникам американской корпорации удавалось напрямую работать с представителями Российского федерального ядерного центра? На этот вопрос сотрудники российского офиса Intel отвечали очень уклончиво - дескать, сложности были, но мы их преодолевали. А "ларчик", вероятно, просто открывался.

 

В эпоху безвременья первой половины 90-х годов России требовались не водородные бомбы и фундаментальные научные открытия, а банальные деньги, которых не хватало даже на продовольствие для населения, не говоря про зарплаты ученым. В силу этого, чтобы хоть как-то сберечь у себя лучшие кадры, руководители крупнейших научных центров поощряли любые коммерческие проекты, способные обеспечить специалистам дополнительный приработок. Заботы о государственной безопасности в такой ситуации, естественно, отошли на второй план. Но ситуация стала меняться: в науку вернулось бюджетное финансирование, а государство снова вспомнило о существовании своих "военных тайн". По неофициальным сведениям сейчас обычному российскому гражданину попасть в закрытые наукограды гораздо труднее, чем 10 лет назад, а зарубежному - и подавно.

 

Между тем деятельность саровского центра исследований и разработок Intel начала приносить американской корпорации весомые плоды. К концу 2006 года более ста саровских программистов, инженеров и исследователей занимались проектированием логических схем микропроцессоров, созданием инструментариев разработки и математических библиотек для производителей готовых ИТ-решений, исследованиями в области кодирования и представления медиаданных и другими перспективными для бизнеса Intel направлениями. Поэтому саровский центр нужно было не просто сохранить, а обеспечить его нормальное функционирование и динамичное развитие на ближайшие годы.

 

Весьма кстати в России пошла мода на строительство технопарков. Правительство РФ определило список примерно из десяти приоритетных объектов, на которые должны выделяться деньги из федерального бюджета, однако это не запрещает местным органам власти возводить собственные технопарки регионального значения, привлекая бюджеты разных уровней, в том числе, коммерческие структуры. Неудивительно, что Нижегородская область, губернатором которой является Валерий Шанцев, заручилась в подобном начинании поддержкой московской АФК "Система". Холдинг вложил свои средства в строительство первой очереди зданий технопарка Сатис, одно из которых заняла корпорация Intel.

 

Областное правительство, как сообщил и.о. заместителя губернатора Валерий Англичанинов, выделило средство под возведение бизнес-инкубатора, где начинающим фирмам будет оказываться всесторонняя техническая и организационная поддержка. Кроме того, Англичанинов пообещал освоить прилегающую к технопарку площадь в 50 га под строительство жилья для работников фирм, которые будут вынуждены переселиться сюда из других городов области и даже из-за ее пределов. В настоящее время в Сатисе уже зарегистрированы 14 высокотехнологичных компаний, но его системообразующим ядром, несомненно, выступает центр разработок Intel.

 

Управляющий филиалом Intel в Сарове Алексей Кибкало сообщил, что общая площадь офисов его компании в строящемся технопарке составляет 3,7 тыс. кв. м, половина их которых занимают ИТ-службы. Благодаря дешевому и доступному электричеству в здании Intel в Сатисе разместился главный региональный центр обработки данных, который будет обслуживать не только нужды собственных сотрудников, но и предоставлять вычислительные ресурсы по запросу коллегам из Нижнего Новгорода и даже Москвы. Система энергообеспечения нового офиса способна вырабатывать до 2 МВт электрической мощности.

 Центр построен с запасом по количеству оборудованных рабочих мест (их там насчитывается 190), что и понятно: теперь, за пределами засекреченного наукограда уже ничто не может помешать реализации долгосрочных планов развития корпорации. В этой связи отнюдь не дежурной формальностью прозвучали слова вице-президента Intel и главы подразделения Corporate Affairs Group Уильяма Своупа о том, что его компания пришла в Нижегородскую область всерьез и надолго. Еще до открытия нового центра Intel активно занялся  проблемой подготовки молодых кадров, которые придут на смену уходящим поколениям инженеров и программистов. К обоюдному удовлетворению сторон американская компания наладила сотрудничество своего Центра разработок с Саровским государственным физико-техническим институтом, где внедрены специализированные учебные курсы по современным ИТ, а также запущены пилотные проекты с целью формирования у студентов практических навыков в области НИОКР.