Как показали исследования IBM, предпочтения российских пользователей Internet подвержены радикальным изменениям, стимулирующим прогресс бизнес-моделей в СМИ и индустрии развлечений.
Исследование проводилось путем опроса более тысячи пользователей Internet трех возрастных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, совместно с исследовательским холдингом «Ромир». В исследовании приняли участие 67% мужчин и 33% женщин с диапазоном доходов от 3 тыс. руб. в месяц и разного социального положения. Основной задачей исследования были определение тенденций в предпочтении использования Internet, а также выявление изменений и появление новых требований потребителей средств информации.
Проведенный анализ показал, что около 50% опрошенных пользователей Internet активно занимаются созданием и распространением контента. Практически все опрошенные используют Internet для поиска информации и чтения новостей. Заметное большинство, независимо от возрастной группы, обмениваются почтовыми сообщениями и общаются в чатах. Однако, загрузка музыки (71% из возрастной категории), общение в блогах, использование Wiki (30%) и онлайновых игр (24%) наиболее востребованы самой молодой возрастной категорией в диапазоне от 15 до 24 лет.
Еще одним интересным наблюдением стало то, почти половина участников опроса ведут деятельность, связанную с поддержкой блогов, Web-сайтов, развитием Internet-порталов. Почти каждый четвертый респондент обладает опытом создания Web-сайта, 16% ведут собственные блоги, а еще 16% активно поддерживают блоги других.
Исследование IBM показало, что чем больше времени проводит пользователь в Internet, тем меньше он использует традиционные источники для получения новостей. Например, среди пользователей, которые тратят еженедельно более 20 часов, Internet является основным источником информации (74% респондентов). А для тех, что заходит в Internet на час, предпочтительным источником новостей является телевидение (37%), радио (21%) и газеты (11%). Интересным также является факт, что более трети опрошенных пользователей Internet никогда не покупают газеты. Из тех, кто покупает газеты регулярно, наибольшая часть делает это раз в неделю, 20% делают это реже, чем раз в месяц и только 6% респондентов каждый день предпочитают получать свежие новости из газет.
Главным инструментом для поиска специализированной информации, фактов и данных, практически (94%) у всех пользователей являются поисковые системы. Однако бумажные энциклопедии и книги в 48% были названы следующим по важности источником информации. На третьем месте (32%) находится Wiki-педиа, за ней следуют газеты и журналы, радио и телевидение с 28% и 19% соответственно.
Почти 40% опрошенных предпочитают смотреть по телевизору развлекательные программы, сериалы и кинофильмы. Лишь немногим более 30% используют телевидение для получения последних новостей, а 26% респондентов предпочитают использовать телевизор в качестве фона. Большинству опрошенных достаточно того, что предлагают российские телекомпании (66% респондентов), что является ключевым препятствием развития Internet-телевидения.
Специалисты IBM отмечают наметившийся водораздел между старой и новой средами распространения мультимедийного контента в России. В традиционной среде по-прежнему преобладает контент, который создается специалистами и распространяется через фирменные платформы. А в новой среде контент зачастую создается пользователями, и доступ к нему осуществляется через открытые платформы. Эти полярные тенденции определяют конфликт между действующими и новыми участниками рынка. Специалисты IBM рекомендуют компаниям из индустрии развлечений предлагать клиентам инновации, внедрять инновационные бизнес-модели и формировать гибкую бизнес-инфраструктуру.
«Сегодня мы являемся свидетелями и активными участниками нарастающего противостояния традиционных и новых распространителей мультимедийных ресурсов. Происходит сдвиг, когда контроль переходит от провайдера к контента к потребителю. Главные битвы между производителем контента разворачивается уже не за свободное время потребителя, а за его внимание. И существующим отраслевым игрокам необходимо предпринимать ответные действия быстро и в достаточном объеме. Пришло время пересмотреть свои бизнес-модели, внедрить инновации и переоценить партнерские отношения», — подчеркнул Андреас Неус, руководитель направления Media & Entertainment, IBM Institute for Business Value.