Руководители компаний считают, что бум Web 2.0, наблюдаемый в корпоративной среде, предъявляет новые требования к корпоративным информационным сетям. В частности, они должны отвечать потребностям работы в реальном времени, быть совместимыми с платформами коллективной работы и ПО для построения социальных сетей. Однако существуют и скептики, ставящие под сомнение практическую ценность программного обеспечения для социальных сетей и его роль в бизнес-процессах, при этом не отрицая его популярности.

 

Выступая на конференции Interop в июне этого года, главный исполнительный директор Cisco Джон Чэмберс сказал, что программное обеспечение поколения Web 2.0 (блоги, чаты, web-видео и другие инструменты) представляет собой способ общения сотрудников в обход политики ИТ-отделов. «Настало время, когда ИТ-специалисты должны взять эту область под свой контроль», - добавил он.

 

Большинство современных сетевых продуктов направлено либо на устранение временной задержки в передаче трафика, либо на увеличение пропускной способности для корпоративных приложений. Компания Foundry выпустила недавно коммутатор и программное обеспечение, которые способны обеспечивать миллисекундное восстановление связи после сбоев, а также минимизировать временные задержки для Web-приложений. Компания Nortel тоже представила продукт, который должен позволить существенным образом ускорить Web-трафик. Немного ранее Cisco и Force10 анонсировали коммутаторы, которые ориентированы на одноранговые приложения (peer-to-peer трафик) вместо более традиционных клиент-серверных потоков данных в локальной сети.

 

"Мы начали активно внедрять Web 2.0, платформы коллективной работы и аналогичные решения с 2000 года», - сказал Дэйв Мэнсер,  директор сети LabNet компании Boeing. Сеть LabNet, составляющая фрагмент корпоративной сети корпорации Boeing, связывает более чем 700 аэрокосмических лабораторий, расположенных по всему миру, используя технологий коммуникаций реального времени. VoIP, мгновенные сообщения (IM), видео в реальном времени, цифровые доски объявлений - вот лишь часть инструментов, которыми пользуются инженеры для совместной работы над проектами.

 

В качестве примера можно привести испытание модели Boeing 787, во время которого была задействована аэродинамическая труба в Англии, а также потоковое видео, телеметрия в реальном времени, голосовой двусторонний чат с офисами компании в Сиэтле и других городах США. По словам Дэйва Мэнсера одна из самых сложных задач состоит в настройке сети для передачи голоса, видео и другой информации в реальном времени в ту точку, где пользователи привыкли получать отличный результат. Мэнсер отмечает, что вся проблема сводится к тому, как устранить оставшиеся доли секунды задержки и работать в реальном времени?

 

«Реорганизация сети – одна из тактик», - отметил он. Сеть LabNet компании Boeing, которая состоит из локальных сетей исследовательских центров, городской сети Ethernet и магистральных MPLS-соединений, построена так, чтобы загрузка любого канала в каждый момент времени не превышала 50%. Кроме того, Мэнсер применяет такие технологии, как упреждающая коррекция ошибок и усовершенствованные схемы буферизации трафика. Однако самым важным оказывается не позволять программистам компании думать, что сеть в ее нынешнем виде не требует дальнейшей доработки.

 

Эффективность технологии Web 2.0 проверяется гигантом химической промышленности  DuPont, где обязанности сотрудников ИТ-департамента уже давно вышли за рамки администрирования портов локальной сети, QoS и сервисных соглашений. “Сотрудникам, отвечающим за функционирование сети, теперь приходится беспокоиться не только о подключении принтеров к серверам, - отмечает Том Марсин, директор по глобальным телекоммуникациям DuPont. - Сегодня перед ними стоит задача построения социальной самоорганизующейся сети для решения бизнес-задач и преобразования бизнес-процессов. Это должно сократить нам накладные расходы”.

 

Хотя младшие сотрудники компаний с удовольствием используют инструменты и программное обеспечение для коллективной работы, нижняя планка окупаемости этой технологии нивелирует все те преимущества, которые обещает их применение. “Использование платформ коллективной работы очень привлекательно. Однако мы не можем получить одобрение на внедрение новой технологии для 60 тыс. своих сотрудников, основываясь только на теоретических соображениях о преимуществах такого перехода, - уточнил Марсин. - Я должен продемонстрировать, что внедрение этого решения  приведет к  существенному снижению издержек».

 

Компания T. Rose Price, занимающаяся предоставлением финансовых услуг, применяет приложения Web 2.0, такие как Wiki и блоги, системы IM и поддержки чатов. Представители фирмы отмечают, что использование этих технологий в корпоративном контакт-центре приносит им ощутимую выгоду. “Когда поступает звонок, сотрудник Call-центра должен дать предельно точный ответ, потратив на поиск необходимой информации несколько секунд”, - рассказывает Керк Кнесс, вице-президент T. Rose Price по инновационным технологиям. Он сообщил, что прежде для хранения всех важных данных использовался корпоративный портал, однако этой системой было сложно пользоваться, поскольку она не обладала эффективным механизмом поиска.

              

Сейчас T. Rose Price использует ПО wiki от компании Atlassian, которое позволяет пользователям любого уровня добавлять тэги и комментарии в сложный архив документации, а также применять ассоциативные правила предоставления информации клиентам. Кнесс сказал, что это платформа позволяет 1500 сотрудникам Call- центра сокращать обслуживание звонка клиента в среднем на две минуты. Изменение wiki-контента такой системы займет полчаса, хотя раньше на изменение портала компании уходили целые сутки. Представители T. Rose Price добавили, что их компания расширяет функционал платформы за счет добавления в нее RSS-агрегаторов, мгновенных сообщений, а также блогов.

 

 

Как приложения Web 2.0 повлияют на саму сеть – пока большой вопрос. Кнесс отмечает, что несмотря на наличие грамотного штата специалистов по обслуживанию сети, использование этих механизмов может привести к малопредсказуемым последствиям. Растущий XML-трафик, RSS-потоки и мгновенный обмен сообщениями – вот те проблемы, которые находятся в поле зрения Кнесса. «Когда создается какое-либо mashup-приложение, которое обменивается данными с внешним миром из-за корпоративного МСЭ, возникает масса трудностей для администратора сети», - заключает он.