В Соединенных Штатах начался очередной приступ антикитайской истерии. Толчком послужила книга одной подающей надежды писательницы, которая рассказывает, как ее семья попыталась прожить целый год без покупки китайских товаров. Этот опыт влетел ей в копеечку, а попутно она пришла к заключению, что знаменитые на весь мир гипермаркеты Wall-Mart и IKEA являются торговыми агентами Поднебесной, ибо их ассортимент почти на 100% состоит из китайской продукции.
Конечно, книга – лишь повод излить накопившееся недовольство американцев на засилье восточноазиатского импорта. Настроения обывателей умело поддерживаются правительственной пропагандой: сейчас упорно твердят о низком качестве китайских товаров и их опасности для здоровья. Это удивительно, ведь все товары проходят жесткий контроль разных правительственных инстанций, и раньше претензий к их качеству у американских чиновников не возникало. А появились они, когда было подсчитано, что за прошлый год дефицит внешнеторгового сальдо США в двусторонних операциях с Китаем достиг 250 млрд долл. Даже для развитых стран такая цифра является огромной, а для Поднебесной она означает ощутимую победу в противостоянии двух крупнейших мировых экономик. И этого официальные правительственные круги США потерпеть не могут, хотя их главный оппонент уже является членом ВТО.
Пока на государственном уровне в США нагнетаются страсти в отношении китайского импорта, частный бизнес продолжает усиленно инвестировать в развитие китайской экономики, создавая все новые заводы и рабочие места. Руководители западных корпораций считают неизбежностью глобальное разделение труда, при котором азиатским странам достается роль универсальных площадок для выпуска готовой продукции. Именно это позволяет компаниям оставаться на плаву в условиях жесточайшей конкуренции и тотального снижения прибыльности бизнеса.
Америка и Европа еще не осознали главного: «внутривидовая» конкуренция между западными производителями потеряла актуальность на фоне глобального коммерческого прессинга с Востока. У китайских производителей, которых благодаря усилиям западных корпораций становится все больше, есть неоспоримые преимущества – дешевая рабочая сила и низкая себестоимость продукции. А ценовой фактор является решающим, если речь идет о продаже ширпотреба (в том числе бытовой техники, потребительской электроники, домашних компьютеров и цифровых устройств). В секторе b2b стоимость также играет существенную роль, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. В рукаве американских корпораций остается лишь один козырь – передовые научные разработки и технологические патенты. Но, как показывает опыт, эту карту легко побить слепым копированием технологий и удешевлением компонентов. В общем, за что боролись…
Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru