Несмотря на жесткую критику со стороны руководства Мининформсвязи, недавно созданное агентство Россвязьохранкультуры приступило к выполнению возложенных на него полномочий, а именно - лицензированию деятельности операторов связи, организации соответствующих конкурсов и торгов, присвоению операторам радиочастот на основании решений ГКРЧ. Напомним, что ранее эти функции находились в ведении Федерального агентства связи (Россвязи), которое было подотчетно ведомству Леонида Реймана. Теперь выдачей операторских лицензий занялся орган, еще не запятнавший свою репутацию различными скандалами на телекоммуникационном рынке, и (хочется надеяться) максимально беспристрастный в оценках участников конкурсов.
Передача важнейших функций по контролю над телекоммуникационным рынком страны из одного ведомства в другое прошла отнюдь не безболезненно. 26 июля Россвязьохранкультуры выпустило приказ о переносе сроков конкурса по восьми лотам на право получения лицензий GSM в ряде субъектах РФ и доработке критериев оценки конкурсных предложений. Почти в то же время ФАС признало Россвязь нарушителем закона РФ "О защите конкуренции". Причиной тому стали результаты конкурса по распределению частот в дальневосточном регионе, проведенного Россвязью. Как известно, почти все выставленные на конкурс частоты досталась никому не известной фирме "Сумма Телеком", тогда как федеральному сотовому оператору "ВымпелКом", несколько лет отстаивавшему свое право выхода в этот регион, осталось довольствоваться одной лишь лицензией на территорию Корякского АО. Неудивительно, что "ВымпелКом" опротестовал итоги конкурса через ФАС.
С учетом рассмотрения данного дела "антимонопольщики" рекомендовали Россвязьохранкультуры пересмотреть условия проведения подобных конкурсов в будущем, на что ведомство Боярского отреагировало с большой готовностью. Боярсков издал приказ, призванный скорректировать "правила игры" при распределении лицензий сотовым компаниям, работающим в стандартах GSM 900/1800, а глава Мининформсвязи обрушился на него с критикой за то, что эти действия, якобы, дестабилизируют рынок связи и дискредитируют компетентность федеральных органов исполнительной власти. Вдобавок, преемника Россвязи обвинили в том, что он руководствуется не общегосударственными, а частными интересами. Борис Боярсков однако не стал развивать публичную полемику о личных и общественных интересах, а буквально через день утвердил новые условия проведения конкурсов на получение лицензий GSM 900/1800.
Самые существенные изменения коснулись системы начисления балов конкурсантам: теперь должен учитываться не срок работы претендента на конкретной лицензируемой территории, а опыт его деятельности на отечественном телекоммуникационным рынке в целом. Разумеется, такой подход окажется на руку национальным операторам сотовой связи, которые захотят расширить свою лицензионную территорию. Поэтому если под давлением ФАС предыдущий частотный конкурс по Дальнему Востоку будет отменен, то в следующей попытке у "ВымпелКома" появится значительно больше шансов на победу, чем у его малоизвестных оппонентов.
Другое изменение конкурсных критериев затрагивает систему начисления баллов операторам за обещанный ими срок развертывания и запуска сотовой сети на лицензируемой территории. Как сообщает "Интерфакс", если раньше за готовность обеспечить связью все населенные пункты с населением от 100 тыс. человек в течение двух лет после получения лицензии начислялось только 5 баллов, то теперь "удельный вес" этого требования вырос до 35 баллов. Очевидно, что скорость развертывания сети зависит от финансовых возможностей кандидата, поэтому крупные игроки по этому критерию также получат определенное преимущество над более мелкими. Конкурсы на основе измененных условий, по заявлению Россвязьохранкультуры, начнутся 18 октября. До конца года будет разыграно восемь лотов на частотные присвоения в диапазонах 900 и 1800 МГц.
Принятие новых конкурсных правил вселяет определенную уверенность в том, что дефицитный радиочастотный ресурс не будет "размываться" между случайными игроками локального масштаба, а сосредоточится в руках тех компаний, которым он действительно необходим. Высокопоставленные чиновники Мининформсвязи в последнее время не раз заявляли об ошибках своих предшественников, которые выдавали лицензии на сети второго поколения на каждый субъект федерации по отдельности. В силу этого на первичном этапе развития российского сотового рынка возникло множество компаний, не обладавших достаточными ресурсами для форсированного развития бизнеса. И только в период консолидации игроков и региональной экспансии "федералов" рынок мобильной связи перешел в фазу активного роста, затмив своей динамикой другие сектора экономики. Неужели отраслевые чиновники так быстро забыли этот замечательный урок?