Компания Google представила на российском рынке очередной мобильный сервис — карты для коммуникаторов и мобильных телефонов.
Анонсированные в конце мая как новинки на первом «Дне разработчика Google» в Москве (см. «Сети», 2007, № 9, статья «Карты правду говорят») мобильные карты Google уже в начале августа стали доступны российским пользователям.
Передача на мобильные терминалы картографической информации – пятый по счету мобильный сервис онлайнового гиганта, развернутый в России. Раньше Google реализовал такие мобильные приложения, как поиск информации в Internet, доступ к электронной почте Gmail, календарь, синхронизируемый с классическим сервисом для ПК, и новости из множества источников. Причины появления таких сервисов понятны. Выход в Сеть с помощью мобильных телефонов становится обычным явлением, но доступ к обычным Web-сайтам не всегда удобен (невысокая скорость соединения плюс маленький размер экрана). А значит, необходимо создавать «облегченные» мобильные версии известных Web-сервисов или ресурсов.
Мобильные сервисы Google можно условно разделить на две группы. Услуги первой группы (поиск, новости и календарь) представляют собой обычные ресурсы портала Google, оптимизированные для мобильных устройств. Они отображаются на экранах с небольшим разрешением, имеют специфический интерфейс и генерируют минимум трафика. У всех этих сервисов есть специальные WAP-версии для телефонов, не поддерживающих «полноценный» Internet.
Для работы со второй группой сервисов (мобильная почта и карты Google) требуются не только доступ к Internet, но и специальная java-программа на клиентском устройстве. Эти сервисы удалось бы реализовать и без клиентской программы, но пострадало бы их удобство. Фактически, java-клиенты предоставляют пользователю удобную среду, которую невозможно построить в рамках обычных браузеров и протокола HTTP. К тому же обе клиентские программы построены на открытой платформе, а значит, поддерживаются абсолютным большинством современных телефонов и КПК.
Карты Google представляют собой модификацию известного геоинформационного сервиса Google Maps, адаптированного для мобильных устройств. Пользователь может видеть на экране телефона карту местности и привязанные к ней растровые изображения (спутниковые либо аэрофотоснимки), выбирать масштаб и отображаемую область. При наличии в мобильном устройстве GPS-приемника можно настроить автоматическое отображение местности. При движении пользователя карта будет автоматически смещаться в нужную сторону и всегда показывать его текущее местоположение. Важной особенностью сервиса Google является наличие в нем навигационных функций и адресного поиска.
Мобильная версия Google Maps позволяет искать объекты, определять маршрут движения до заданной точки, загружать на устройство фотографии, сделанные со спутника. При прокладке маршрута необходимо задать начальную и конечную точки, а затем между ними определяются точки смены направления движения. По словам директора российского офиса Google по маркетингу Константина Кузьмина, детальные карты доступны более чем в двух десятках крупнейших российских городов, но прокладка оптимального маршрута пока возможна лишь в Москве и Московской области.
Как отметил менеджер продуктов Google Максим Азаров, компания пока не собирается серьезно зарабатывать на мобильных сервисах: «На нынешнем этапе мы строим основу, которая рано или поздно сама себя окупит. Однако уже сейчас клиенты могут заказать контекстную рекламу для мобильного поиска Google, а вскоре такая возможность появится и в сервисе мобильных карт».
Идея использования высокодетализированных карт непосредственно в мобильном устройстве, безусловно, привлекательна, особенно во время экскурсий и прогулок по незнакомым местам. К сожалению, в текущей версии программы есть много «белых пятен». Как уже отмечалось, подробные карты составлены лишь для крупных городов, а многие регионы и страны бывшего СНГ представлены лишь обозначениями населенных пунктов и основных транспортных магистралей. Иногда названия городов не соответствуют традиционному написанию. Мобильная версия карт не поддерживает дополнительных слоев и не обладает интерфейсом для нанесения значимых объектов. Загрузка карт всегда производится из Internet – предварительно скачать на телефон нужные карты (а не оболочку для их просмотра) и пользоваться ими в режиме офф-лайн нельзя даже за деньги.
Максим Азаров добавил, что среди мобильных сервисов Google, которые пока недоступны на русском языке, числится фотоорганайзер Picasa. Можно ожидать, что он будет локализован для России в ближайшем будущем.