Ранее эти функции находились в ведении Федерального агентства связи (Россвязи), подотчетного ведомству Леонида Реймана. Теперь выдачей операторских лицензий занялся независимый орган, к которому участники телекоммуникационного рынка пока не вправе предъявлять претензии в ангажированности.
Как поссорились Леонид Дододжонович с Борисом Антоновичем
Передача из одного ведомства в другое ключевых функций контроля над рынком операторов связи проходит отнюдь не безболезненно. Первый гром грянул 26 июля, когда глава Россвязьохранкультуры Борис Боярсков издал приказ о переносе сроков проведения конкурсов на право получения лицензий стандарта GSM и о доработке критериев оценки конкурсных предложений. Ближайшие конкурсы (№8 и №9) теперь состоятся 18 октября, а остальные перенесены на еще более поздние сроки. Фактически, этот документ следует рассматривать как немедленную позитивную реакцию на заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая рассмотрела обращение «ВымпелКома» по поводу распределения частот GSM в Дальневосточном регионе и признала Россвязь нарушителем закона «О защите конкуренции».
ФАС утверждает, что Россвязь преступила закон при формировании условий конкурсов №6 и №7 на право получения лицензий для оказания услуг сотовой связи на территории Сибири и Дальнего Востока (в Республиках Бурятия и Саха, Приморском, Камчатском и Хабаровском краях, Иркутской, Читинской, Магаданской, Сахалинской и Амурской областях, Еврейской автономной области, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском, Корякском и Чукотском автономных округах). Антимонопольная служба намерена опротестовать итоги этих конкурсов в арбитражном суде. Как известно, больше всех претендентов повезло малоизвестной фирме «Сумма Телеком», тогда как федеральному сотовому оператору «ВымпелКом», несколько лет отстаивающему свое право выхода в Дальневосточный регион, пришлось довольствоваться лишь одной лицензией GSM-1800 на территорию Корякского АО.
Из опубликованной Россвязью конкурсной документации следовало, что предложения соискателей должны были оцениваться по сумме набранных ими баллов. Основным критерием оценки, резко повышавшим шансы на победу, было наличие операторских лицензий на рассматриваемый субъект РФ. Очевидно, что такие критерии давали явное преимущество компаниям, уже представленным на местном телекоммуникационном рынке, и ограничивали доступ к участию в конкурсе новым рыночным игрокам.
Заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин подчеркнул: установив дискриминационные условия по отношению к операторам, лишь входящим на рынок услуг подвижной радиотелефонной связи Дальневосточного региона, Россвязь ограничила права и законные интересы потенциальных участников конкурса. ФАС направила в Россвязьохранкультуры рекомендации относительно изменения условий конкурсов на выдачу лицензий стандарта GSM. Ведомство Бориса Боярскова не нашло причин их отвергнуть и закрепило измененные «правила игры» в приказе от 15 августа, чем и вызвало бурю гнева как со стороны своего предшественника по организации лицензионных конкурсов, так и со стороны Леонида Реймана.
Комментарий министра информационных технологий и связи был безжалостен: «В любых конкурсах есть победители и проигравшие, и последние всегда недовольны результатами и условиями конкурсов. Организатор должен быть последователен в своих действиях — однажды утвержденные условия и результаты конкурсов не должны меняться в угоду протестующим, тем более после того, как конкурсы частично проведены. Сегодняшнее решение ФАС представляется дискредитирующим компетентность двух федеральных органов исполнительной власти — Россвязи (как разработчика условий конкурса) и Россвязьохранкультуры (как регулятора, закрепившего их в соответствующих приказах). И оно мотивировано не государственными, а частными интересами».
Заместитель руководителя Россвязи Сергей Мальянов пошел еще дальше своего шефа. Он сказал, что заявления Боярскова о переносе сроков проведения конкурсов и изменения их условий «приведут к дестабилизации рынка связи и недопустимым изменениям в государственной политике регулирования отрасли, направленной на дальнейшую демонополизацию рынка связи и равноправную конкурентную борьбу». Вот как оказывается: именно Россвязь, а не ФАС, является самым убежденным поборником честной конкуренции в нашей стране! Но еще больше г-на Мальянова раздосадовало взаимопонимание, наметившееся между двумя независимыми ведомствами: «Весьма странно постоянное апеллирование главы Россвязьохранкультуры к ФАС. Это вызывает удивление. Похоже, что именно ФАС является преемником функций, которые отошли от Россвязи к Россвязьохранкультуре».
Антимонопольная служба, напротив, всячески приветствует выбранный Россвязьохранкультурой вектор сотрудничества. «Судя по первым шагам нового ведомства, есть основания рассчитывать на то, что деятельность Россвязьохранкультуры соответствует определению независимого регулятора, который действует в интересах всего рынка», — отметил Анатолий Голомолзин. Пользуясь случаем, он также напомнил, что уполномоченные органы власти, занятые регулированием телекоммуникационной отрасли, не раз были замечены в нарушениях российского антимонопольного законодательства.
Что теперь будет?
Помимо переноса сроков конкурсов по распределению частот GSM 900/1800, запланированных на 2007 год, довольно существенные изменения коснулись системы начисления баллов. Теперь, согласно решению Россвязьохранкультуры, будет учитываться не срок работы претендента на конкретной лицензионной территории, а опыт его деятельности на отечественном телекоммуникационным рынке в целом. Наличие у претендента других лицензий на оказание услуг связи не будет восприниматься как дополнительный значимый фактор. Разумеется, такой подход окажется на руку федеральным операторам сотовой связи, которые захотят расширить свою лицензионную территорию. Если под давлением ФАС предыдущий частотный конкурс по Дальнему Востоку будет признан недействительным, в следующей попытке у «ВымпелКома» появится значительно больше шансов на победу, чем у его оппонентов, которых уже успели окрестить «темными лошадками» рынка телекоммуникаций.
Другое изменение затрагивает порядок начисления баллов за гарантируемый оператором связи максимальный срок развертывания и запуска сотовой сети. По сообщению «Интерфакса», раньше претенденту начислялось только 5 баллов за готовность обеспечить связью все жилые пункты с населением от 100 тыс. человек в течение двух лет после получения лицензии. Теперь этот «удельный множитель» вырос до 35 баллов. Поскольку скорость развертывания сети зависит от финансовых возможностей кандидата, данный критерий тоже дает крупным игрокам определенное преимущество перед более мелкими.
Итоги первого конкурса на основе измененных правил подсчета баллов объявят 18 октября, а всего до конца года будут разыграны восемь лотов на частотные присвоения в диапазонах 900 и 1800 МГц — если не брать в расчет возможную «переигровку» конкурсов №6 и №7 по Дальнему Востоку. В подавляющем большинстве регионов свободными для коммерческого использования и конкурсного распределения остаются частоты в полосе 1800 МГц, экономически пригодные для развертывания городских сотовых сетей. Приятным для операторов исключением из правил стали Чечня и Усть-Ордынский Бурятский АО.
Принятие новых конкурсных правил вселяет определенную уверенность в том, что дефицитный в нашем государстве радиочастотный ресурс не будет «размываться» между случайными игроками и «темными лошадками» индустрии, а сосредоточится в руках тех компаний, которым он действительно необходим. Высокопоставленные чиновники Мининформсвязи в последнее время многократно сетовали на ошибки их предшественников, которые выдавали лицензии на сети GSM на каждый субъект Федерации по отдельности. В результате на начальном этапе развития российского сотового рынка действовали множество мелких операторов, не обладавших достаточными ресурсами для форсированного развития бизнеса. Они прекрасно научились «снимать сливки» с обеспеченных абонентов, но лишь в период консолидации игроков и региональной экспансии «федералов» сотовая связь превратилась в массовое явление с коэффициентом проникновения услуг примерно 100%.
Сегодня представители Россвязи в доказательство своей правоты твердят о существовании концепции, нацеленной на преодоление цифрового неравенства метрополии и провинции, а также предусматривающей активное развитие сотовой связи в небольших населенных пунктах силами региональных компаний. Якобы, они лучше знают возможности и потребности местного населения, а потому способны делать рынку самые адекватные предложения.
Чиновники либо лукавят по поводу истинных целей своей концепции, либо не хотят замечать, что наступают на старые грабли. По сути, единственным адекватным предложением для населения малых городов и деревень могут быть минимальные тарифы на сотовую связь, а обеспечить таковые в состоянии лишь крупные игроки федерального уровня, для которых освоение глубинки — далеко не основной источник доходов. В отличие от локальных конкурентов они могут себе позволить субсидировать затратные инфраструктурные проекты в регионах, поскольку наивно думать, что обслуживающие российскую глубинку автономные сотовые сети (да еще в диапазоне 1800 МГц) когда-либо выйдут на уровень прибыльности.
Тем временем фавориты прежней политики Россвязи не хотят без боя сдавать позиции. Компания «Сумма Телеком» направила в Арбитражный суд Москвы иск к Россвязьохранкультуре и ходатайство об обеспечительных мерах этого иска. Иск нацелен на признание недействительными приказов Россвязьохранкультуры, а ходатайство — на запрет до решения суда новых конкурсов на выдачу лицензий на услуги сотовой связи. В качестве третьей стороны к делу привлечено Федеральное агентство связи, чья позиция заранее известна. Вероятно, исход противостояния теперь в большей степени зависит от искусства ведения юридических споров и кабинетных игр, чем от здравого смысла.
Наша справка
Частная компания «Сумма Телеком» основана в июне 2005 года. Является членом WiMAX Forum. Сейчас предоставляет услуги связи и ИТ только юридическим лицам. Имена истинных владельцев предприятия не раскрываются, известно лишь, что немаловажную роль в его создании сыграли «нефтяные» деньги. По сообщениям ряда информационных агентств, «Сумма Телеком» участвует в дооборудовании ведомственной сети связи, принадлежащей «Транснефти», тогда как ее потребности в услугах связи удовлетворяет дочерняя фирма «Связьтранснефть». Акционеры «Суммы Телеком» собираются вложить порядка 100 млн долл. в строительство национальной сети МГМН-связи (лицензия на такие услуги получена в 2006 году) и в другие инфраструктурные проекты.